Какие бывают формы бухгалтерского учета и их особенности

Почему важно знать о разных формах бухгалтерского учета? Какая форма подходит именно вашему бизнесу? Давайте разберемся.

Старинная бухгалтерская книга при свечах

1. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

Суть мемориально-ордерной формы учета заключается в том, что на каждую хозяйственную операцию или группу однотипных операций составляется мемориальный ордер с указанием содержания операции, сумм по дебету и кредиту вовлеченных счетов. Эти ордера регистрируются в специальном журнале, а затем на их основе заполняется Главная книга.

К особенностям данной формы относятся:

  • Раздельное ведение синтетического и аналитического учета
  • Многократная регистрация одних и тех же операций в различных документах
  • Большой объем ручного труда

Порядок ведения учета по мемориально-ордерной системе таков:

  1. На основании первичных и сводных документов составляются мемориальные ордера
  2. Ордера регистрируются в хронологическом журнале
  3. Данные из ордеров переносятся в Главную книгу
  4. Ведется аналитический учет в специальных регистрах
  5. Ежемесячно составляются оборотные ведомости и производится сверка данных

К достоинствам мемориально-ордерной формы относится ее наглядность и удобство использования при небольшом объеме учетных операций. Однако ей присущи и существенные недостатки:

  • Трудоемкость процесса
  • Вероятность ошибок из-за большого числа ручных операций
  • Невозможность оперативного получения информации

Такая форма бухгалтерского учета целесообразна для небольших компаний, где совершается относительно мало разнообразных операций.

Например, на предприятии по производству сувениров с 5 сотрудниками используется мемориально-ордерная система, так как объем документооборота невелик, а номенклатура продукции ограничена.

Чтобы оптимизировать такую форму учета, рекомендуется:

  • Внедрить унифицированные первичные документы
  • Группировать однотипные операции в сводные ордера
  • Использовать специальные регистры с распределением по разделам

Таким образом, мемориально-ордерная форма имеет свою область применения, где ее недостатки с лихвой перекрываются простотой и наглядностью. Главное - правильно организовать работу в рамках этой системы.

2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

Особенностью является использование специальных накопительных ведомостей, так называемых журналов-ордеров, куда хронологически заносятся данные об операциях по кредиту отдельных счетов или их групп.

Порядок ведения учета по журнально-ордерной системе:

  1. Операции записываются в журналы-ордера по кредиту счетов
  2. Одновременно указываются корреспондирующие счета по дебету
  3. По окончании месяца данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу
  4. На основании Главной книги составляется бухгалтерский баланс

К достоинствам данной формы учета относят:

  • Отсутствие необходимости составлять мемориальные ордера
  • Одновременная систематизация и хронологическая запись операций

Вместе с тем, есть и недостатки:

  • Громоздкость процесса
  • Трудоемкость при больших объемах информации
Отдел бухгалтерии будущего

Когда применять журнально-ордерную форму учета

Такая форма подходит для небольших и средних предприятий с умеренным документооборотом. Например, на производственном предприятии с объемом выпуска 300 единиц продукции в месяц эффективно использовать журнально-ордерную систему.

Рекомендации по оптимизации

Чтобы упростить работу в рамках журнально-ордерной формы, можно:

  • Внедрить типовые первичные документы
  • Использовать журналы-ордера с разделением на синтетический и аналитический учет
  • Перевести некоторые регистры в электронный вид

3. Автоматизированный бухгалтерский учет

Сущность автоматизированного учета заключается в использовании специализированных компьютерных программ для ведения бухгалтерии.

Виды программных продуктов

Среди программных продуктов можно выделить:

  • Системные программы
  • Прикладные программы Для учета основных средств Для расчета заработной платы Для складского учета Для бухгалтерского учета

Преимущества автоматизации

К достоинствам автоматизированного бухучета относят:

  • Высокая скорость обработки данных
  • Снижение трудозатрат
  • Минимизация ошибок

Недостатки и ограничения

Вместе с тем, есть и определенные недостатки:

  • Высокая стоимость внедрения
  • Риск сбоев в работе программы
  • Необходимость обучения персонала

Критерии выбора программы

При выборе программы стоит учитывать:

  • Масштаб и специфику деятельности
  • Требуемый функционал
  • Стоимость внедрения и обслуживания
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.