Философия и этика Аристотеля

Древнегреческий ученый Аристотель является учеником великого мыслителя Платона и наставником А. Македонского. Он – создатель всесторонней системы философии, охватывающей разнообразные сферы человеческой жизни: физику, логику, политику, социологию.

Этика античности в работах Аристотеля достигает наивысшего развития. Помимо того, что великий мыслитель впервые поставил вопрос о самостоятельности науки, изучающей отношения между людьми, он к тому же создал глубокую теорию морали. Однако главная его заслуга – написание труда под названием «Этика к Никомаху». В этой работе он говорит о важности науки о нравственности для общества, так как именно она позволяет воспитать добродетельных граждан.

«Этика» Аристотеля основана на теологии. Древний мыслитель говорит о том, что все люди стремятся к значимой для них цели, которую философ называет высшим благом. При этом желания отдельного человека совпадают со стремлениями государства в целом. Основная задача двух сторон заключается в том, чтобы достигнуть блага для всего общества и государства. Это возможно благодаря разумной деятельной жизни всех граждан общества. «Этика» Аристотеля впервые дала определение благу как счастью.

Высшие цели могут быть достигнуты только через постижение человеком добродетелей. Их суть заключается в умении выбирать правильный поступок, основываясь на принцип «середины», избегая недостатка и излишества. «Этика» Аристотеля утверждает, что познать добродетели можно. Они постигаются только путем многократного повторения действий.

Философ делит добродетели на этические (связаны с характером человека, такие как сдержанность, щедрость и др.) и дианоэтические (развиваются в процессе обучения). Эти важные для человека черты являются не врожденными его качествами, а приобретенными.

«Этика» Аристотеля описывает одиннадцать добродетелей, благодаря которым человек может достичь гармоничного развития:

- умеренность;

- мужество;

- величавость;

- щедрость;

- честолюбие;

- великодушие;

- правдивость;

- ровность;

- дружелюбие;

- любезность;

- справедливость.

Философские взгляды Аристотеля

Мыслитель рассматривает бытие как живую субстанцию, имеющую следующие характеристики:

- материя;

- причина;

- форма;

- цель.

Материю он рассматривает как объективно существующее явление. Она неуничтожима и несотворима, то есть вечна. Материя не может увеличиваться или уменьшатся. Она отражается в пяти стихиях: огне, воздухе, земле, воде и эфире.

По Аристотелю, форма – это начало становления из материи вещей, которые созданы для достижения конечного блага.

Причина характеризует тот момент времени, в который начинается существование вещи. Это своеобразная энергия, создающая нечто в покое.

Для всех вещей существует единая цель – высшее благо.

Про душу Аристотель говорил, что она вечна и бессмертна. Тело – это только ее внешняя оболочка. Душа по Аристотелю – регулятор внутреннего поведения человека, высший принцип организации его бытия.

Ученый определял Бога, как начало всех начал и причину какого-либо движения. Божество является предметом высшего познания.

Политика Аристотеля

Философ утверждал, что человек способен жить только в обществе. Политика необходима людям для того, чтобы наилучшим образом устроить свою жизнь в государстве. Ее цель – привить всем гражданам общества нравственные качества, позволяющие жить по справедливости. Это возможно благодаря воспитанию в людях добродетели, которая заключается в умении выполнять свой гражданский долг и способности подчиняться законам. Политик должен создать наилучшую форму общественно-политического устройства, отвечающую указанной цели.

Государство – это высшая форма взаимоотношений людей в обществе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.