Технологическая революция: виды, история, определение, достижения и проблемы

Человеческое естество стремится к изучению мира и его преобразованию. Способность осознанно созидать что-то новое определила роль человека в истории Земли. Последствиями любви к познанию и созданию новшеств являются технологии, облегчающие жизнь множеству людей.

Определение и характеристика

Дадим определение технологической революции: это общий термин, объединяющий в себе резкий скачок в развитии методов производства продукции и увеличение роли науки в жизни государства. Для этого феномена характерны качественно новые технологии, повышающие уровень производства, а также качественные изменения во всех сферах общества и человеческой деятельности. С каждой новой технологической революцией всю большую востребованность имеют люди, обладающие специфическими навыками, необходимыми для нового метода производства.

Ученый прошлого

Зарубежные концепции развития человечества

Вопрос темпов развития научного прогресса в истории человечества рассматривался неоднократно. Эта проблема была изучена с разных ракурсов, и наиболее популярными являются несколько теорий.

Автором первой зарубежной концепции технологических революций является Элвин Тоффлер - философ, футуролог и социолог родом из США. Им была создана концепция постиндустриального общества. Промышленно-технологических революций, по Тоффлеру, было три:

  1. Неолитическая, или аграрная революция, начавшаяся сразу в нескольких регионах планеты, представляла собой переход человечества от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Распространилась по планете неравномерно. Раньше других по пути неолитической революции начал развиваться Дальний Восток, в период десятого тысячелетия до нашей эры.
  2. Промышленная революция, зародившаяся в Англии в XVI веке. Она сопровождалась переходом от ручного труда к машинному и фабричному производству. Сопровождалась урбанизацией и введением новых технологий. Именно во времена промышленной революции был создан паровой двигатель, ткацкий станок, были введены различные новаторства в сфере металлургии. Наука, культура и образование занимают более важную роль в обществе.
  3. Информационная, или постиндустриальная революция, начавшаяся во второй половине ХХ века. Обусловлена развитием технологий и их усиленным участием во всех сферах общества. Отличительной чертой является кратное увеличение различных источников информации. Начинается процесс роботизации промышленности, роль физического труда человека падает, спрос на узкоспециализированные профессии, наоборот, растет. Вступление в постиндустриальную эпоху подразумевает собой изменение во всех сферах общества.
Развитие технологий

Вторая концепция развития человечества была выдвинута Дениелом Беллом - американским социологом. В отличие от своего коллеги, Тоффлера, Белл разделял этапы развития человечества по принципу изобретения конкретного предмета или определенного уровня научного развития. Белл выделил три типа научно-технологических революций:

  1. Изобретение паровой машины в XVIII веке.
  2. Достижения в науке в XIX веке.
  3. Изобретениекомпьютера и Интернета в XX веке.
Паровой двигатель

Отечественная концепция развития человечества

Следующая концепция прогресса человечества была разработана Анатолием Ильичом Ракитовым, советским и российским философом. Она разделяла историю человечества на пять этапов, в зависимости от уровня умения распространять информацию. Информационно-технологические революции:

  1. Создание языков общения.
  2. Внедрение письменности в человеческое общество в VI-IV тысячелетия до нашей эры. Появились сразу в нескольких регионах: Китай, Греция и Центральная Америка.
  3. Создание первого печатного станка. Он был спроектирован в XV веке и позволил развить книгопечатание, что послужило толчком к прогрессу.
  4. Изобретение телеграфа, телефона, радио в конце XIX-начале XX века. Это позволило передавать информацию на расстоянии в кратчайшие сроки.
  5. Изобретение компьютера и Интернета во второй половине XX века. Это обеспечило небывалый рост информационной сферы, открыло доступ к знаниям практически в любой точке мира, спровоцировало рост информационных потребностей человека и обеспечило их удовлетворение.

Особенности постиндустриального общества

Научно-технический прогресс способствует форсированному развитию всех сфер человечества. Главной особенностью третьей технологической революции, во время которой общество вступает в постиндустриальную эру, является постоянство развития технологий, выраженное в почти полном отсутствии реакционных сил в области научного познания. Благодаря этому фактору ничто не препятствует прогрессу. Еще одной характеристикой третьей технологической революции является активное инвестирование в сферу создания экологически чистых ресурсов. Приоритетным становится развитие в сторону безвредных для экологии планеты технологий. Важен и факт постоянного создания новых методов производства и обработки продуктов.

Безвредные технологии

Наука и прогресс

Множество преобразований происходит в научной сфере. Технологическое развитие порождает активное взаимодействие множества наук между собой. Задачи, которые человечество ставит перед собой во имя прогресса, могут быть разрешены использованием всего научного потенциала, которым оно обладает. Последствием подобных глобальных целей является активное взаимодействие наук, которые, казалось бы, всегда будут далекими друг от друга. Создается множество междисциплинарных наук, что активно раскрывают свой потенциал во время технологической революции. Все более важную роль начинают занимать гуманитарные науки, такие как психология и экономика. Отдельно развиваются новые дисциплины, например информационные. С началом третьей технологической революции появляются и все более узкоспециализированные или вообще новые профессии.

Развитие науки

Индустриальная революция

Индустриальная, или промышленно-технологическая революция - это изменение в обществе технологического уклада, влияющего на методы производства. Отдельного внимания достойна именно она, так как благодаря ней произошло зарождение фабричного производства и был дан толчок к научному развитию. В то же время именно эта революция является одной из наиболее несправедливых для общества. Рассмотрению подлежит технологическая карта индустриальной революции, достижения и проблемы.

Рисунок паровоза

Достоинства индустриальной революции

  1. Частичная автоматизация производства и замена ручного труда. Роль человека в производстве товаров стала более важной, но теперь основную работу выполняли машины, специально созданные для одного дела. Человек начал только управлять этими машинами, следить за их работоспособностью и корректировать их задачи.
  2. Изменение взглядов. Технологическая революция, как было описано выше, сильно повлияла практически на все сферы общества. Благодаря росту промышленности начались процессы, стремящиеся уничтожить некоторые идеологические рудименты, бесполезные в новом времени. Общество стало более свободомыслящим, менее консервативным.
  3. Научный прогресс. Развитие производства позволило тратить больше средств на науку и культуру. Появление новых идеологий, пропагандирующих развитие человечества и созидание нового, создание новых технологий, тут же внедряемых в промышленный процесс, а также растущая роль образования и грамотности.
  4. Появление мировых лидеров. В мире появляются государства-лидеры, представляющие собой оплот научного прогресса и культуры. Именно они во многом двигали прогресс вперед. Мировыми лидерами на тот момент были крупнейшие государства Европы, в которых революция случилась на несколько веков раньше, чем в других странах.
  5. Рост уровня жизни. Индустриальная революция обеспечила рост товарного оборота и капитала, что поспособствовало увеличению уровня жизни общества. В купе с техническим прогрессом это позволило человеку жить намного лучше, чем его предки.
Работа на производстве

Недостатки индустриальной революции

  1. Безработица. Рост промышленности, казалось бы, должен и создавать новые рабочие места. Однако зарождение капиталистических отношений обуславливает создание безработицы. Особенно это заметно во время кризисов перепроизводства.
  2. Условия работы. Детский труд стал обыденной вещью в XIX-XX веках. Условия работы были отвратительными. На некоторых рабочих местах рабочий день доходил до 16 часов. Фабричное производство тоже оплачивалось низко.
  3. Идеологические противостояния. Капиталистические отношения тех времен были крайне незрелыми. Рост неравенства провоцировал революции, кризисы, гражданские войны и прочие проблемы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.