Истина в обществознании: определение понятия, критерии

Человека всегда волновал окружающий его мир. На протяжении всей своей истории он стремился к познанию тех закономерностей, согласно которым развивается природа вокруг, а также он сам. Но каким образом следует отличать настоящее, правдивое знание от заблуждения? Отвечая на этот вопрос, философы и начали формирование такого фундаментального концепта, как истина.

Что такое истина? Основные определения

Современная и общепринятая трактовка истины восходит к учению Аристотеля. Он считал, что истина не зависит от субъекта познания и должна опираться только на свойства непосредственно изучаемого объекта. В ином случае, утверждал он, истинными могли бы считаться совершенно противоположные по своему содержанию высказывания.

Аристотель и Платон

Два основных ее определения были сформулированы позже. Именно на основе этих классических высказываний мы можем выделить общее понятие истины в обществознании.

Согласно Ф. Аквинскому, «истина есть тождество вещи и представления».

Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Итак, под истиной в обществознании понимается соответствие полученных знаний о познаваемом предмете самому предмету.

Критерии истины

Однако для того, чтобы понять, является ли то или иное знание истинным, недостаточно простого определения. Именно поэтому возникла потребность в уточнении этого понятия и выделении критериев истины.

Существует несколько основных подходов к решению этого вопроса.

1. Сенсуализм

Эмпирики считали, что человек познает окружающий мир в первую очередь посредством органов чувств. Сам человек, его сознание рассматривалось как совокупность его ощущений, а мышление – как его производное.

Основным критерием истины они считали чувственный опыт.

Недостатки этой точки зрения довольно очевидны. Во-первых, органы чувств далеко не всегда способны передать информацию об окружающем мире точно, а значит, они не могут быть достоверным источником. К тому же, не все научные теории можно проверить на опыте, что особенно актуально в настоящее время, когда наука достигла своего нового уровня.

2. Рационализм

Существует и совершенно противоположная точка зрения. Согласно рационалистам, именно разум – основной критерий истины. За идеал знания они принимали математику и логику, с их строгими и точными законами. Здесь, однако, существовало серьезное противоречие – рационалисты не могли обосновать происхождение этих фундаментальных принципов и считали их «врожденными»

3. Практика

Выделяется еще один критерий истины в обществознании. Если знание истинно, оно должно подтверждаться на практике, то есть воспроизводиться в одних и тех же условиях с одним и тем же результатом.

Проверка знания на практике

Существует парадокс, который заключается в неравноценности подтверждения и опровержения действий. Научный вывод может быть подтвержден множеством экспериментов, однако если хотя бы один раз его результаты будут иными, это утверждение уже не может быть истинным.

К примеру, в средневековье считалось, что существуют только белые лебеди. Эта истина легко подтверждалась – люди видели вокруг себя множество птиц с белым оперением и ни одной с черным. Но после открытия Австралии на новом материке были обнаружены именно черные лебеди. Таким образом, знание, которое, казалось бы, было результатом многовековых наблюдений, было опровергнуто в одночасье.

Черный лебедь

Можно ли достичь истины?

Итак, каждый из критериев истины имеет в себе некоторые противоречия или недостатки. Поэтому некоторые философы начали задаваться вопросом о том, достижима ли истина или стремление к ней бессмысленно, так как ее все равно никогда не постигнуть.

С этим связано возникновение такого философского течения, как агностицизм. Оно отрицало возможность достижения истины, так как его последователи считали мир непознаваемым.

Существовало и менее радикальное направление философии – релятивизм. Релятивизм утверждает относительный характер человеческого познания. Согласно ему, истина всегда относительна и зависима от сиюминутного состояния познаваемого объекта, а также оптики познающего субъекта.

Виды истины в обществознании

Однако полностью признать непознаваемость окружающего мира и отказаться от попыток его изучения оказалось для человека невозможным. Возникла потребность "разделить" истину на два уровня – абсолютную и относительную.

Абсолютная истина в обществознании – это всеобъемлющее знание о предмете, которое раскрывает все его аспекты и не может быть дополнено или опровергнуто. Абсолютная истина не достижима, так как ее понятие во многом противоречит основному принципу познания – критичности. Важно понимать, что это скорее невозможный идеал, некий теоретический философский концепт.

На практике же чаще применяется относительная истина. Это промежуточные заключения, которые люди получают в своем стремлении достичь полного знания об объекте.

Относительность истины в обществознании обусловлена многими причинами. Во-первых, мир постоянно изменяется, и у человека нет ресурсов для того, чтобы описать его во всем многообразии. Кроме того, сами познавательные ресурсы человека ограничены: несмотря на постоянное развитие науки и техники, наши методы остаются несовершенными.

Истина и заблуждение

В противоположность истины в обществознании существует понятие заблуждения. Заблуждение – это искаженное знание о предмете, которое не отвечает действительности. Но если человек так стремится к получению точной информации, почему появляются ложные сведения?

Как выглядят заблуждения

Прежде всего это связано с несовершенством техники, с помощью которой мы получаем наши знания.

Во-вторых, еще средневековый философ Ф. Бэкон писал о так называемых «идолах» - представлениях о мире, заложенных глубоко в человеческой природе, которые искажают наши представления о реальности. Именно из-за них человек никогда не сможет быть объективным наблюдателем, а всегда будет непосредственно влиять на результат своего исследования.

Способы познания мира

Существует множество различных путей получения знаний о мире.

Самые распространенные способы получения истины в обществознании таковы:

  • Мифология.
  • Опыт повседневной жизни.
  • Народная мудрость и здравый смысл.
  • Познание посредством искусства.
  • Паранаука.
    Мифологическое познание мира

Научное познание как основной способ получения истины

Однако самым распространенным и «уважаемым» путем достижения истины является наука.

Научное познание мира

Научное познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретический.

Теоретический уровень включает в себя выявление закономерностей и скрытых связей. Основными его методами являются построение гипотез, теорий, формирование терминологического аппарата.

В свою очередь эмпирический уровень состоит из непосредственно опытов, классификации, сравнения и описания.

В совокупности эти уровни позволяют науке выявлять относительные истины.

Итак, темы истины в обществознании очень обширна и требует тщательного и подробного изучения. В данной статье были затронуты только основные, базовые ее аспекты, которые могут послужить введением в теорию для последующего самостоятельного изучения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.