"Буколики" Вергилия: история написания и краткое содержание

«Буколики» Вергилия – один из изысканнейших примеров пасторальной эллинистической поэзии, дошедших до наших дней. Великий поэт Древнего Рима, прирожденный оратор, талантливый стихотворец и музыкант Вергилий был известен не только как член элитного творческого общества, но и как незаурядный политик своего времени, много внимания уделявший социальным проблемам, отображая их в своих литературных произведениях и там же предлагая пути их решения.

Вергилий

Вергилий. Бюст.

Публий Вергилий Марон родился 15 октября 70 года до н. э. в зажиточной семье, большие доходы которой позволили будущему поэту получить великолепное образование. Когда мальчику исполнилось 16 лет, он прошел обряд посвящения в мужчины и получил право носить тогу вместо юношеской сорочки. Так случилось, что совершеннолетие юного поэта совпало со смертью великого римского поэта – Лукреция, что сразу же сделало Вергилия его преемником в глазах творческой элиты римского общества.

Заручившись поддержкой видных деятелей слова того времени, Вергилий отправился в длительное путешествие с целью получения полноценного образования. За то время когда он путешествовал и обучался, юноша посетил такие города как Милан, Неаполь, Рим. Он активно изучал греческую литературу, философию, римское право, культурологию, поэтику и многие другие гуманитарные дисциплины.

Несмотря на признание в поэтических кругах, Вергилий нечасто читал свои произведения на публике, а также уделял небольшое внимание малым стихотворным формам, активно работая над большой поэмой о жизни простого люда.

Творческая концепция

Будучи вдохновленным масштабными работами Гомера, юный Вергилий считает своим долгом продолжить традицию великого стихотворца и создать объемное произведение, которое могло бы быть признано современниками.

Голова статуи

Основными критериям такой работы поэт видел, прежде всего, объем и качество аллитерационного стиха, насыщенность текста большими и малыми деталями, а также разнообразие характеров героев повествования.

Однако, не имея достаточного опыта в создании поэтических произведений, Вергилий невольно копирует своего кумира. Это проявляется в прямом заимствовании не только некоторых сюжетных параллелей, но и в использовании характерных для Гомера тропов, стилистических фигур, метафор, эпитетов и стихотворных размеров.

Несмотря на невольное желание во многом скопировать Гомера, Вергилий все же остается верным своему стилю, существенно отличающемуся от медленного и неторопливого повествования Гомера.

Труды

Долгое время жанр больших стихотворных форм являлся основополагающим для творческой концепции Вергилия. До создания знаменитых "Буколик" он написал всего лишь несколько небольших стихотворений, которые не получили особого распространения.

Обложка перевода

«Буколики» Вергилия стали его дебютным масштабным произведением, вторая часть которых – «Георгики» – не заставила себя долго ждать, став, по аналогии с работами Гомера, своеобразной «Одиссеей» для «Илиады», роль которой сыграла первая поэма Вергилия.

Окончательно завершив работу над первыми двумя сказаниями, юный поэт приступает к работе над сюжетом о боге Энее, получившем название «Энеида». Новое произведение осталось незавершенным, однако Вергилий успел написать около 12 книг чернового материала, который по глубине выражения чувств и использованию стилистических фигур ничуть не уступает первым двум поэмам.

«Буколики» Вергилия

Самое первое объемное произведение юного поэта – «Буколики» – представляет собой собрание 10 пасторальных стихотворений, описывающих простоту сельской жизни и истинные чувства населения Древнего Рима.

Книга атвора

Написанные за 43-37 годы до н. э., «Буколики» являются практически точным отображением быта и идеологических воззрений молодых римлян.

Изначально Вергилий хотел привнести в римскую поэтическую сферу легкость и простоту греческого стихосложения. Для этого он даже вставил авторский перевод нескольких песен Феокрита, стараясь подражать его стилю во всех остальных частях произведения. Однако конечный результат вышел совсем не таким, какого ожидал юный поэт.

Анализ «Буколик» Вергилия позволяет с точностью утверждать, что поэт не только не смог добиться поставленной цели, но и во многом обошел своих предшественников, явив миру новый тип стихотворной системы с особой смысловой нагрузкой, проявляющейся в манере письма.

Для Вергилия характерно описание сложных и противоречивых тем простым языком. Автор часто использует нехитрые метафоры для того чтобы в иносказательной форме выразить недовольство серьезными общественными и политическими процессами, происходящими на его родине.

Краткое содержание «Буколик» Вергилия по главам дано в самой работе древнеримского поэта. Помимо подробного оглавления произведение дополнено обширными комментариями, дающими пояснение к каждому спорному, неясному, стиху или фрагменту данного литературного произведения.

Деление по смысловым частям

Разворот книги

Произведение поэта можно условно разделить на две самостоятельных части. К первому разделу относятся собственно буколические стихи, посвященные мирной пастушеской жизни, а ко второму – аллегорически-буколические, в которых при помощи метафор и иносказательных средств Вергилий описывает политическую ситуацию в Древнем Риме, а также выражает отношение к ней простых людей.

Стихотворные размеры

Несмотря на неопытность и относительно небольшую практику в стихосложении, в своем дебютном произведении юноша использует сразу несколько типов написания стихов. Если рассмотреть краткое содержание «Буколик» Вергилия с точки зрения типологии стихосложения, то можно получить следующую картину:

  • III песнь - написана двустишиями, так как описывает поэтические соревнования пастухов, поэтому практически не содержит изысканных речевых оборотов или же осознанного подбора слов в каком-либо определенном стихотворном стиле.
  • VII песнь – написана четверостишиями, оформленными в стиле, сходном с третьей песнью и отличающимися только формой и размером. При этом стилистическая бедность этого раздела сохраняется.
Гравюра к поэме
  • VIII песнь – создана Вергилием по аналогии с третьей и седьмой песнями. Отличается лишь стихотворным размером и длиной речи каждого из пастухов.
  • I, IV, IX и X песни – относятся уже к более серьезным опытам юного автора в стихосложении. Так как эти разделы, состоящие из политических цитат Вергилия («Буколики»), относятся к аллегорически-буколическим опытам автора, то и стихотворный размер этих опусов и стиль написания, и наполнение аллегорическими средствами существенно отличается от вышеописанных примеров «пасторальных работ».

Влияние

Известно, что в работе Вергилия существует огромное количество отсылок к повлиявшим на него литераторам Древней Греции и Древнего Рима. В «Буколиках» Вергилия четко прослеживается прямое влияние Феокрита, Катулла, Лициния Кальва, Марка Фурия Бибакула и многих других ученых мужей.

Также Вергилий сочетает в свой работе сразу несколько философских идеологий, умело совмещая теоретические положения эпикурейства с дидактическим стилем эллинизма, однако произведение лишено идеалов эпикурейства и относится в большинстве своем к серьезному академическому римскому стихосложению. Вергилий также активно заимствует теоретические положения философии Феокрита.

Гравюра к стиху

Содержание

Кроме того, что произведение имеет политическую составляющую и описывает историческую действительность того периода, «Буколики» Вергилия – краткое изложение всей истории Римской Империи глазами простого гражданина. Многие историки отмечают интересный факт – в IV песне произведения содержится информация о появлении на свет неизвестного младенца, обладающего божественным даром. Поэт говорит о том, что этот ребенок способен избавить весь мир от вражды, ненависти и войн и установить вечную благодать на земле и на небе. Многие авторитетные мыслители прошлого утверждают, что Вергилий теоретически мог предсказать появление на свет Иисуса Христа.

Иллюстрация к Вергилию

Критика

Не только современники гениального поэта, но и потомки до сих пор с трудом осознают, что изображают «Буколики» Вергилия. Современные искусствоведы и литераторы отмечают невероятное совершенство стиха, совершенно нехарактерное для других авторов эпохи эллинистического стихосложения. Даже мастера слова Древней Греции не смогли достичь такого пронзительного и насыщенного, плавного стиля изложения.

Рисунок к песне

По оценкам современников, Вергилий считался гениальным молодым поэтом Древнего Рима, которого признавали даже именитые мастера стихосложения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.