Бюджет предприятия - это... Понятие, виды, функции и структура

Формирование бюджета предприятия является важнейшей составляющей финансового планирования, иными словами, процесса определения действий, связанных с созданием и использованием финансовых ресурсов, в будущем. Финансовые планы способны обеспечить взаимосвязь расходов и доходов на базе взаимоувязки показателей, свидетельствующих о развитии структуры, с его финансовыми ресурсами.

Понятие и сущность категории

суть бюджета предприятия

Для начала целесообразно рассмотреть понятие и суть бюджета предприятия. Под бюджетом следует понимать финансовый план, документ, который может быть выражен в денежных и натуральных единицах. Это своеобразный инструмент для управления расходами, доходами, а также ликвидностью компании.

Бюджет предприятия — это не что иное, как план количественного типа в денежном выражении, подготовка и принятие которого осуществляется до начала конкретного периода. Как правило, он показывает величину доходов, планируемых к достижению, и расходов, которые будет понесены на протяжении периода. Бюджет предприятия — это категория, которая включает в том числе капитал, который нужно привлечь для достижения стратегических целей структуры.

Функционал

К функциям бюджета предприятия принято относить следующие пункты:

  • Планирование операций, которые обеспечивают достижение целей компании. Стоит отметить, что в процессе его разработки закрепляются ключевые плановые решения.
  • Координирование всех разновидностей деятельности служб и подразделений структуры. В процессе формирования бюджета отдельные разновидности деятельности координируются так, чтобы все подразделения и службы фирмы работали согласованным образом, стремясь достичь стратегических целей. Следует подчеркнуть, что утвержденный бюджет предприятия — это важный инструмент для увязки имеющихся ограничений и количественной информации.
  • Контроль за текущей деятельностью компании. Тщательно распланированный бюд­жет — определенный стандарт, с которым принято сравнивать достигну­тые по факту результаты.
  • Стимулирование руководства центров ответственности в плане достижения целей. Каждый директор должен знать, что вышестоящие лица ожидают от работы его центра ответственности.

Задачи бюджетирования

составление бюджета предприятия

Составление бюджета предприятия является неотъемлемой составляющей одной из управленческих функций. Речь идет о планировании. Именно поэтому бюджетирование присутствует в абсолютно лю­бой эффективной системе управления компанией. Оно необходимо для того, чтобы конкретизировать цели планирования.

К задачам бюджетирования частного плана принято относить следующие:

  • Информационное обеспечение производственных процессов и продаж необходимыми элементами.
  • Недопущение движения пас­сивов и активов предприятия вне рамок запланированных задач и целей, в частности, отвлечение денежных средств из оборота сверх нормы.
  • Недопущение лиш­них расходов денег.
  • Мотивация сотрудников.
  • Координация и контроль работы, связанной с выполнением планов.

Этапы организации бюджетирования

Составление бюджета предприятия осуществляется в несколько этапов. Здесь целесообразно отметить следующие стадии организации бюджетирования:

  • Проектирование и последующее утверждение финансовой структуры компании или предприятия. Следует заметить, что ее формирование необходимо для делегирования полномочий в части разработки конкретных бюджетов директорам центров ответственности.
  • Создание структуры бюджета предприятия. В данном случае структурирование реализуется с целью закрепления полномочий и статей по формированию бюджетов за ответственными менеджерами функционирующих центров ответственности. Здесь осуществляется проработка связей, существующих ме­жду элементами генерального бюджета, в деталях. По ее результатам выпускается положение касательно бюд­жетной структуры, а также положения о бюджетах частного типа.
  • Утверждение бюджетной политики предприятия (данную категорию рассмотрим подробнее в следующей главе).
  • Создание регламентов бюджетирования. Необходимо заметить, что в процедурные регламенты входит выявление временного периода (по-другому именуется горизонтом) бюджетирования; процедуры, связанные с планированием и формированием доходов и расходов бюджета предприятия; форматы бюджетов, программа действий.

Бюджетная политика

формирование бюджета предприятия

Стоит отметить, что бюджетная политика компании, если судить по фор­ме, является аналогичной учетной. В ней отражаются следующие моменты:

  • Методики оценки, а также принципы создания плановой себестоимости продукта или услуги.
  • Методики оценки и последующего отражения имущества.
  • Методики отображения кредиторской и дебиторской задолженности;
  • Принципы, связанные с планированием выручки от реализации продукта.

Бюджетная система и ее структура. Операционный бюджет

Итак, на базе указанных выше бизнес-процессов компании строится так называемая система функциональных бюджетов. В совокупности это бюджет предприятия, именуемый генеральным. Оно состоит из двух разновидностей бюджетов: финансового и операци­онного.

Последний предполагает, что экономическая деятельность компании отражается в первую очередь посредством системы специальных технико-экономических показателей бюджета предприятия, которые характеризуют отдельные аспекты и этапы производственно-хозяйственной работы.

Важно заметить, что конечной целью такого бюджета считается формирование сводного плана, в котором учитывается как прибыль, так и убытки фирмы. При его разработке применяются бюджеты производства, продаж, закупок, общепроизводственных расходов, трудовых затрат, коммерческих расходов, а также управленческих расходов.

Финансовое планирование

функции бюджета предприятия

Важнейшей составляющей генерального бюджета компании служит финансовый бюджет. В общем варианте его целесообразно рассматривать как баланс расходов и доходов организации. В данном случае количественные оценки расходов и доходов бюджета предприятия, отображенные в операционном бюджете, в любом случае трансформируются в денежные. Его ключевой целью считается предположительное отражение источников поступления денежных средств, а также направлений их применения.

Так, посредством данного вида бюджета предприятия возможно получить следующие сведения: себестоимость продаж, общая прибыль и объем продаж, процентное отношение расходов и доходов, срок окупаемости инвестиций, общий объем вложений, а также использование заемных и собственных средств. Финансовый бюджет представляет собой план, где можно ознакомиться с пред­полагаемыми источниками финансовых средств и направлениями их использо­вания.

В него входит бюджет капитальных за­трат, прогнозный отчет касательно прибыли и убытков, бюджет денежных средств компании, а также прогнозный отчет о финансовом положении и бух­галтерский баланс.

Основной целью финансового планирования является полноценное обеспечение процесса воспроизводства финансовыми ресурсами, соответствующими как в плане объема, так и по структуре. В процессе ее достижения выделяются следующие ключевые задачи финансового планирования:

  • Формирование системы финансовых планов с обязательным выделением среди них стратегических, оперативных и административных.
  • Выявление объема планирования.
  • Расчет нужных финансовых ресурсов.
  • Прогноз доходов и расходов бюджета предприятия.
  • Расчет объемов, а также структуры внешнего и внутреннего финансирования, определение резервов и выявление объемов финансирования дополнительно.

Образец бюджетов предприятия

Процесс составления БДДС и БДР может выглядеть так, как представлено ниже. Целесообразно построить бюджетирование на предприятии или в компании на примере производственной структуры. Для начала рассмотрим бюджет движения денежных средств:

образец бюджетов предприятия

Далее приведет бюджет расходов и доходов:

образец бюджетов

Стоит отметить, что мы максимально упростили представленный пример. Однако даже из него видно, что бюджетирование посредством таблиц — процесс достаточно трудоемкий, потому что нужно собрать все функциональные бюджеты в одно целое и прописать макросы, формулы для корректного отображения конечных результатов. Если взять реальную компанию или холдинговую структуру, то едва ли можно представить, насколько сильно усложниться процесс формирования бюджета в Excel.

Необходимо добавить, что пример внедрения рассмотренной технологии на базе Excel имеет большое количество недостатков: однопользовательский режим, отсутствие разграничения доступа к данным, а также возможности согласования бюджетов функционального типа, сложность консолидации и прочее. Так, бюджетирование представленным способом считается не самым оптимальным выбором для фирмы.

Бюджетирование на платформе 1С

Наиболее популярной методикой сегодня является формирование бюджетов организации посредством 1С. Автоматизация управленческого учета и бюджетирования на базе 1С — к примеру, в системе «WA: Финансист» — превращает процесс бюджетирования в более эффективный по сравнению с бюджетированием в Excel. Стоит заметить, что в указанную подсистему бюджетирования входят возможности формирования и последующего контроля операционных и финансовых бюджетов.

Преимущества решения

В представленном решении реализованы специальные механизмы, посредством которых пользователи имеют возможность осуществлять самостоятельную настройку структуры бюджетов, взаимосвязей, существующих между ними, способов получения фактической информации и данных для расчетов. Стоит заметить, что активизированный механизм взаимодействия с учетными системами внешнего типа предполагает использование внешних данных как для расчета плановых показателей или создания отчетов, так и для отражения фактической информации на регистрах бюджетирования.

Эта система позволяет эффективным образом строить бизнес-процессы, связанные с бюджетированием, на всех их этапах:

  • формирование бюджетной модели;
  • дальнейшее согласование бюджетов, а также актуальных поправок;
  • отражение фактической информации в соответствии со статьями бюджетирования;
  • тщательный контроль за исполнением бюджетов (как операционного, так и финансового);
  • план-факт анализ показателей посредством развитых инструментов создания отчетности;
  • разработка решений, связанных с управлением бизнесом.

Классификация планов

бюджет доходов предприятия

Как правило, в компаниях формируются планы, текущие, оперативные и стратегические. Под последними следует понимать планы развития бизнеса в общем, а также расширения долгосрочной структуры предприятия. С финансовой точки зрения стратегические планы формируют важные пропорции воспроизводства и финансовые показатели, а также характеризуют стратегии касательно инвестиций и возможностей накопления, реинвестирования. Подобными планами определяются объем и структура финансовых ресурсов, которые необходимы для сохранения структуры как бизнес-единицы.

Разработка текущих планов осуществляется стратегическим методом их детализации, иными словами, если первая разновидность планов дает приблизительный список финансовых ресурсов, их направления использования и объем, то в рамках планирования текущего типа проводится взаимная увязка каждого из видов инвестиций с источниками финансирования.

Так, стратегические планы являются «макроструктурой» финансовых ресурсов (приоритетные инвестиционные направления, методы заимствования денежных средств, перспективы изменений в структуре капитала), а текущие — описывают эффективность тех источников финансирования, которые не исключены. Они содержат расчет стоимости капитала и его компонентов (займов, кредитов, акционерного капитала и прочее), а также оценку ключевых направлений деятельности структуры и путей получения дохода с финансовой точки зрения.

Под оперативными планами следует рассматривать тактические планы краткосрочного типа, которые непосредственно связаны с достижением целей компании, к примеру, плана производства, плана закупок материалов и прочее. Оперативные планы являются неотъемлемой составляющей годового или квартального общего бюджета предприятия.

Заключительная часть

Итак, мы рассмотрели понятие, разновидности, функционал и структуру бюджета предприятия. Кроме того, привели пример его формирования посредством двух применяемых сегодня инструментов.

В заключение следует отметить, что процесс бюджетирования в компании объединяет деятельность по формированию финансового, оперативного и генерального бюджетов, а также по управлению и контролю за исполнением бюджетных показателей. Бюджет — это не что иное, как количественное воплощение определенного плана, которое характеризует расходы и доходы за конкретный период, а также капитал, который следует привлечь для достижения целей, заданных планом. Именно данные бюджета планируют финансовые операции в будущих периодах, иными словами, бюджет формируется до исполнения предполагаемых действий. Это и диктует его роль как базы для оценки и контроля эффективности деятельности компании.

Основными требованиями к информации, которая содержится в бюджете, являются следующие пункты: достаточность, ясность, неизбыточность и доступность. Стоит заметить, что конкретные формы формирования бюджета каждая фирма выбирает самостоятельно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.