Однажды, учась в старшем классе школы, я стал свидетелем интересной сцены на уроке. В тот день учитель истории задал классу вопрос: «Почему мы изучаем историю?» Он вообще был из той породы преподавателей, которые любят ставить собственных учеников в тупик, казалось бы, простыми вопросами. Сейчас это кажется нелепым, но тогда мы, без пяти минут выпускники, обладающие уже весьма обширной базой знаний, обученные достаточно емко излагать свои мысли, так и не сумели сформулировать внятно ответить, зачем мы изучаем историю. В самом деле, зачем? Мы изучаем иностранные языки, так как это дополнительный бонус к нашей квалификации в будущей трудовой деятельности, мы изучаем математику и физику из-за их прикладного характера для любого инженерного дела, а почему мы изучаем историю? Нет, на интуитивном уровне все мы понимали, что память об отечественной и мировой истории необходима, но формулировка ответа на вопрос о том, зачем изучать историю конкретно нам, так и осталась туманной и неопределенной.
Кто управляет прошлым…
Позже я для себя лично выстроил достаточно логичное и верное объяснение, однако оно было слишком пространным и неуклюжим, пока через пару лет я не прочел известную антиутопию англичанина Джорджа Оруэлла «1984», которая рисовала картину тоталитарного будущего планеты.
Там была сформулирована гениальная фраза: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». Чрезвычайно емкое и одновременно освещающее все объяснение, отвечающее, почему мы изучаем историю. Ведь вся наша цивилизация, от ее глобальных черт до самых мельчайших деталей, является суммой всего исторического развития и прямым результатом недавних и весьма отдаленных событий.И даже не нужно возвращаться в прошлое, чтобы изменить историю. Достаточно сегодня преподнести свою искаженную версию нерадивым потомкам, и облик общества неизбежно изменится. Достаточно заретушировать преступления прошедшего века, а величайших преступников представить в светлых цветах благодетелей. И вот уже новые настроения буквально на глазах меняют общество. То, что вчера было постыдным, сегодня становится предметом гордости. Тот, кто вчера подвергался порицанию, сегодня владеет миром. И не так важно, как все происходило на самом деле.
На самом-то деле любое историческое исследование неизбежно обречено накладывать современные суждения, мотивации и нормы морали на деяния прошлого, и восстановить истину в абсолюте невозможно по определению. Важно лишь то, как нам преподносится сегодня отдаленное событие. Пусть оно уже не может изменить прошлое, но оно вполне может изменить настоящее. Оттого-то так важна историческая память в политике любой общественной силы. Оттого-то бьются политики друг с другом за свое видение истории, так как победа в 1939-м, 1917-м, 1709-м дарит им победу не вчера, а сегодня. И сегодня дарит власть над миром. А тем, кто сумел найти ответ на вопрос о том, почему мы изучаем историю, и усвоил уроки прошлого, часто легче разобраться в хитросплетениях сегодняшнего дня.