Адаптация персонала в организации: виды, этапы, особенности и рекомендации

Через процесс адаптации проходил каждый человек. Наименее приятная и серьезная - это адаптация после рождения. Приспосабливаться приходится к любым изменениям: месту, людям, режиму, обязанностям, статусу и т. д. Данный процесс весьма болезненный, а особо сложно он воспринимается тонкими и ранимыми натурами. Детский сад, школа, колледж, институт, молодая семья... Ко всему этому нужно привыкнуть и смириться с новой ролью. Процесс адаптации персонала отличается от адаптации школьников тем, что это - осознанные действия, и подходить к ним нужно соответственно.

Что такое адаптация?

Адаптация - это процесс приспособления к изменчивости внешнего мира, выход из зоны комфорта. Нужно сказать, что это базовая функция, а умением адаптироваться к новым условиям владеют все живые организмы.

зеленые яблоки

Данный процесс менее болезненно происходит в раннем возрасте, а с годами эта способность несколько притупляется, костенеет. Конечно, это зависит не только от прожитых лет, но и от самой личности. Кто-то даже в старости любит обучаться новому, испытывать ранее неизвестные эмоции, выводить себя из зоны комфорта, а кто-то и в двадцать лет боится малейших перемен, и сдвинутый на десять сантиметров диван способен нарушить их покой.

Адаптация проходит легче у тех личностей, чей мозг более пластичен, так как в этом случае человек надеется не на свои привычки, а на собственные умственные способности и умение действовать нестандартно в новой ситуации.

Профессиональная адаптация

Пожалуй, это один из наиболее осознанных видов адаптации персонала, так как совершается он зрелой личностью. Приспособление к профессии - это не только владение необходимыми навыками, но и принятие норм, правил поведения, необходимого графика и других составляющих роли.

Профессиональная адаптация почти всегда сопровождается социальной, так как приспосабливаться нужно не только к профессии, но и к людям, принять сложившийся трудовой быт и благополучно объединит эти два процесса. Ведь бывает, что человек прекрасно влился в коллектив, его все любят, без него скучно, а мастером своего дела так и не стал. Случается абсолютно противоположная ситуация, когда профессиональные качества человека достаточно высоки, но в коллектив ему влиться не удалось.

процесс адаптации

Для избежания подобных и других проблем и были разработаны различные методы адаптации персонала, которые нацелены на ускорение этого процесса, избежание психологических травм для новичка и проблем для всего коллектива. При правильном использовании приемов наставником процесс вливания в деятельность происходит в максимально сжатые сроки и предотвращает такое неприятное явление, как текучесть кадров.

Система адаптации

Персонал, работающий в организации несколько лет, также порой нуждается в адаптации. Причиной тому может стать смена руководителя, места дислокации, переход на другую должность, компьютеризация и освоение новых программ, реорганизация и т. д.

Что же говорить о новичках, которые только-только приступают к своим обязанностям? Это касается как молодых специалистов, окончивших вузы, так и обучающихся в кадровой школе.

Для этого было разработано несколько приемов и методов, чтобы сократить 3-4 месяца адаптации к 1-2. Это зависит и от того, какую стратегию принимает новый работник: максимально развиваться как специалист, а уже потом наладить дружеские отношения с коллективом или сначала обзавестись друзьями и поддержкой, а потом вникать в суть своей должности.

дружная команда

Заядлого карьериста нужно интенсивнее внедрять в общество коллег, а "душу коллектива" подстегивать быстрее осваивать необходимые умения.

Искусственный подбор

Адаптация персонала и успешность компании напрямую зависит от психологической совместимости людей. Конечно, серьезным якорем и стержнем для успешной роли в группе является профессионализм. Стоит заметить, что он, в отличие от таланта, дается человеку не с рождения, его нужно развивать.

Интровертам лучше достигать желаемого уровня наедине с собой, пробуя, щупая, внимая. Если они задают вопросы, то строго по делу - лишь то, к чему в одиночку прийти невозможно, или если для этого нужны большие временные затраты. Таким образом, вся полученная в ходе личных экспериментов информация надежно зафиксируется в их сознании. Именно такие сотрудники чаще всего привносят в производство рацпредложения, благодаря этому процесс адаптации становится обоюдным

Экстраверты лучше усваивают информацию, спрашивая, наблюдая и взаимодействуя. Часто они нуждаются в наставнике, который будет контролировать каждый шаг и наблюдать за выполнением особо сложных заданий. Такие личности хорошо работают в команде.

К сожалению, даже самый опытный HR-менеджер не может подобрать персонал так, чтобы в нем в дальнейшем не возникало никаких проблем. Так уж устроена человеческая сущность, что даже в самом успешном коллективе найдется лидер и аутсайдер, кто-то будет лучше, кто-то позади.

профессионал своего дела

Адаптация - это приспособление, которое подразумевает не только изменения некоторых личных показателей, но и безропотное принятие того, чего вы изменить не в силах.

Главные задачи

Быстрая трудовая адаптация персонала выгодна одновременно двум сторонам: и работодателю, и новому сотруднику. Это не секрет, что процесс приспособления часто бывает болезненным, связано это с изменением приоритетов, сбоем привычного распорядка дня, задействованием редко используемых умений и многим другим.

Наш мозг слишком привередлив, он не будет работать без веской на то причины. Ею может быть высокая зарплата, карьерный рост, сильный интерес, погоня за престижем. Именно в тот момент, когда новый сотрудник находит главную причину, почему он должен работать в этой организации, его мозг начинает работать очень продуктивно. Одновременно обучаясь новым приемам профессии, он успевает налаживать внутренние и внешние контакты.

Процесс приспособления - это стрессовое состояние, в период действия которого личность может показывать высокие результаты, но когда сотрудник войдет в обычный ритм, показатели могут упасть. Причина тому - длительная адаптация, то есть стресс.

помощь новому сотруднику

Главная задача профессиональной адаптации персонала - это за наиболее сжатые сроки ввести нового сотрудника в курс дела и сократить число профессиональных промахов и недочетов. Это приведет к лучшей производительности и уменьшит текучесть кадров.

Виды адаптации

Адаптацию персонала в организации можно разбить на несколько видов:

  • профессиональная - ознакомление с должностью молодых специалистов и опытных сотрудников, сменивших место работы или переведенных на другую должность;
  • психофизиологическая - привыкание к уровню комфорта, физическим и моральным нагрузкам;
  • организационная - ознакомление со структурой организации, клиентской базой;
  • социально-психологическая - установление дружеских контактов с коллегами;
  • экономическая - привыкание к размеру заработной платы и распределение своих ресурсов.

Стадии адаптации

1. Ознакомление. Это процесс оценивания новым сотрудником окружающей обстановки, ознакомление со своими обязанностями в данной организации и анализ своих возможностей.

По окончании данного этапа нужно все взвесить и понять, можете ли вы продолжать работать в этой организации или нужно подыскивать новое место работы.

Руководитель в свою очередь также присматривается к новому сотруднику и решает, соответствует ли он должности. То есть происходит оценка адаптации персонала.

2. Приспособление. Стадия, наступающая после ознакомления. В этот период новый сотрудник приспосабливается ко многим нюансам, которые раскрылись спустя несколько месяцев работы, происходит оценка своей трудоспособности по истечении нескольких месяцев работы.

3. Слияние. Результат полного внедрения в группу и позиционирование себя как полноправного члена коллектива. Характеризуется обоюдной удовлетворенностью и планированием дальнейшей деятельности.

новая сотрудница

Важность методов адаптации

Любая организация заинтересована в умном, быстро обучающемся и продуктивном сотруднике, но как таковым стать, если испытательный срок подходит к концу, а новый сотрудник тревожится из-за возложенных на него обязанностей и боится допустить малейшую ошибку? Это может свидетельствовать только о том, что процесс адаптации прошел неуспешно, так как были выбраны не совсем подходящие методы или их не применяли вообще.

Грамотный руководитель знает, что от его одобрений или порицаний будет зависеть судьба не только одного сотрудника, но и всего производства.

Методов и программ адаптации персонала, участниками которых могут быть не только новичок и руководитель или наставник, но и весь коллектив, существует немало. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Экономические и психологические методы

Методы адаптации разделяют на экономические и психологические (непроизводственные).

  1. Экономические - это различные денежные поощрения (повышение зарплаты, премии и т. д.).
  2. Психологические - это модель поведения работодателя и формирование доброжелательной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала нового сотрудника и его скорейшей адаптации.
новый сотрудник

Сопровождение

Наиболее действенный метод адаптации персонала, так как вся работа делится пополам с наставником. Новый сотрудник чувствует защиту, помимо этого, уменьшаются шансы совершения роковых ошибок молодого специалиста. Данный метод энергозатратный, но широко используется в тех профессиях, где ошибка специалиста может привести к человеческим жертвам (например, пилоты или машинисты).

Инструктаж

Данный метод можно назвать перечнем правил. Часто проводится в устной или письменной форме на максимально понятном для нового сотрудника языке. Это важный момент, так как человек в силу понятных причин может не владеть профессиональной лексикой.

Инструктаж, хоть и является обязательным моментом адаптации, но как самостоятельный метод он малоэффективен, не считая тех профессий, где не требуются особые навыки.

Сайт организации

Современные технологии открыли для человечества еще один метод адаптации - это сайт организации. Благодаря этому вся информация собрана в одном, доступном для всех сотрудников ресурсе.

Наличие веб-сайта также поможет отсеять неподходящих сотрудников еще до момента подачи резюме.

Наставничество

Это обмен знаниями более опытных сотрудников с новичком. Данный способ наименее затратный, так как отдельному сотруднику не нужно перекраивать свой привычный график. Помимо этого, в процессе взаимопомощи происходит быстрая социальная адаптация новичка и быстрое налаживание связей внутри коллектива.

общее задание

Коллективный тренинг

Очень эффективный способ, но редко используемый. Заключается он в следующем: все сотрудники собираются в тренинговый круг и обсуждают результаты своей работы: чего удалось достичь, а что воплотить в жизнь не получилось.

Разрешается высказывать все свои недовольства и рациональные предложения. Все сказанное (по законам тренинга) не выходит за пределы круга, но дает возможность озвучить все возможные назревающие конфликты, выплеснуть эмоции, понять ошибки и сделать выводы.

В конце удачный тренинг превращается в своего рода консилиум по решению общих проблем.

Многие руководители даже не пытаются внедрять данный метод, ведь именно на них возлагается роль ведущего, который обязан владеть дипломатическими качествами.

новая работа

Советы новому сотруднику

  1. Первое время больше уделяйте внимание профессиональной адаптации, чем социальной.
  2. Вливаться в коллектив нужно плавно, не стоит лезть в душу к новым пока еще не знакомым сотрудникам. Пусть вас не удивляет то, что первое время вы будете центром внимания, о вас будут говорить и оценивать за глаза - это нормально.
  3. Умейте принимать замечания и не придавать значения похвале. Порицание - это не значит, что вы не подходите как сотрудник - это всего лишь ошибка.
  4. Старайтесь приходить за 10-15 минут до начала рабочего дня. Это дает возможность успокоиться, побороть ненужное волнение и настроиться на плодотворный труд.
  5. Пусть вас не пугает большой объем незнакомой информации. Многое можно самостоятельно узнать в интернете, а остальное у коллег. Не бойтесь спрашивать!
  6. Не сравнивайте нынешнее место работы с предыдущим, хотя для поддержания разговора эта информация вылетает автоматически. Это ошибка. Никому не нравится, когда его сравнивают.
  7. Оставьте дома свои привычки. Щелкать пальцами, стучать ими по столу, грызть ногти (не дай бог) - это не самые лучшие проявления вашего Я.
  8. Не стоит прямо высказывать свое недовольство, но и открыто хвалить за каждую мелочь тоже не стоит.
  9. Если намечается коллективное чаепитие или другое неофициальное собрание коллег - не нужно отказываться, если вас приглашают. Не заставляйте себя уговаривать.
  10. Не отказывайте коллегам в помощи, если для решения необходимы ваши профессиональные навыки. Но не стоит бросать все и бежать сломя голову на помощь. Может сложиться впечатление, что вы не знаете себе цены или влиться в коллектив для вас намного важнее, чем стать опытным работником.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.