Что происходит вокруг проекта «Северный поток-2»?

По поводу строительства новой нитки балтийского газопровода поступают самые противоречивые сведения. С одной стороны, 25 октября происходит одобрение доклада Еврокомиссии, согласно которому эта магистраль не соответствует стратегическим интересам ЕС в отношении СПГ и газохранилищ. В то же время идёт полным ходом подготовка к укладке трубопровода, а начнётся она в 2018 году, с тем, чтобы все работы завершить через год. И это только одно видимое противоречие из многих, окружающих этот проект, имеющий огромное значение для всех его участников и противников.

северный поток

Цель - диверсификация

Проще всего было бы выдвинуть предположение о том, что руководители стран ЕС не могут прийти к единому мнению, а потому Европа сама не знает, чего хочет, однако мнение такое выглядит излишне упрощенным. На самом деле у каждой стороны есть свой интерес, он осознаётся и чётко отстаивается. Очевидное противоречие между противлением строительству «Северного потока-2» и разрешением России использовать газопровод Opal на деле очень логично. Впереди зима, она, возможно, будет очень холодной, и Старому Свету очень не хочется мёрзнуть, чем и вызвана такая неожиданная «милость». Вместе с тем существует и «дальний прицел», стратегический. В Европе его именуют словом «диверсификация», а на практике это означает исключение монопольного положения одного поставщика, в данном случае «Газпрома». Реально и сейчас монополии российского концерна нет, он обеспечивает менее трети всего голубого топлива, в 2015 году его доля достигла рекордного пока показателя в 31% - в натуральном выражении 159,4 млрд. кубометров. Это много, но о полном господстве и речи нет.

Как сейчас качают газ в Европу?

Основные магистрали, по которым в настоящее время производится транспортировка газа в ЕС - это украинская ГТС, «Северный поток-1» и «Голубой поток», идущий через территорию Белоруссии. При этом нагрузка на эти линии распределяется неравномерно и без соответствия пропускным способностям. Так, украинская ветка работает вполсилы (70 млрд. куб. м из 142,5 возможных), первая нитка балтийского «Северного потока» примерно на 71% , и лишь белорусское направление загружено на все сто. В таких условия возникает вполне логичный вопрос о целях строительства второй очереди, то есть о наращивании передающей мощности линии, не задействованной на полную силу. Ну ладно, можно допустить с большой натяжкой, что высший менеджмент «Газпрома» сам не понимает, какую ошибку совершает, сооружая ненужную ему и Европе систему и собираясь при этом потратить немалые деньги. Хотя верится в такую версию с трудом. Но Евросоюзу-то какое дело до этого? Пусть бы русские строили, а потом грустили о бесполезно потраченных ресурсах, когда ЕС откажется от покупки газа, идущего по этой трубе. Нет, возражают. И не зря.

ес

Почему подключают «Опал»?

Разрешение на использование транспортных мощностей «Опала» уже этой зимой обеспечивает практически полную загрузку первой нити «Северного потока», увеличивая объем прокачиваемого по нему газа на 30-40%. Этот газ теоретически мог бы пойти через Украину и Польшу, пропускные мощности позволяют. Однако есть причины, по которым в Евросоюзе предпочитают балтийский маршрут. Во-первых, стоимость, - она автоматически снижается на сумму транзитных тарифов. Во-вторых, известно не только осведомлённым еврочиновникам, но и обычным гражданам, читающим открытую прессу о том, что Украина за прошедший уже тёплый сезон так и не успела запастись нужным количеством топлива для собственных нужд. А это значит, что есть вероятность несанкционированного отбора зимой, тем большая, чем ниже опустится столбик термометра.

Особенности национального транзита

Транзит через эту страну осуществляется следующим образом: на западной границе есть хранилища, в которых за лето накапливается «буферное» количество газа. Украинские потребители на востоке и в центральных областях запитываются от ГТС, а в Европу тем временем подаётся ранее закачанное топливо с тем, чтобы соблюдался баланс между получением и отпуском. Иными словами, сколько в Украину зашло, столько и выйти должно. Всё остальное – нюансы, в том числе и так называемые реверсные поставки. Газ всё равно российский, по меткому выражению одного премьера, бирок на нём нет. Торговые операции межу Словакией и Украиной по своей сути виртуальные, они производятся путём бумагообмена. И это, в общем-то, рациональная схема. Зачем нужно гонять газ с востока на запад и обратно? И работает такая система прекрасно, но до тех пор, пока не начинаются проблемы.

газ

Проблема номер раз

Когда затевался «Северный поток», вернее, его первая нить, тоже было много споров, в том числе политических, хотя и не столько, сколько сейчас. Всем было понятно, что пострадают Украина и Польша, но тогда речь не шла о полном исключении этих стран из транзитных схем. Вопрос упёрся в способность Киева содержать собственную ГТС. Обе главные заинтересованные стороны, а именно Евросоюз и Россия, предложили руководству независимой державы свою помощь в модернизации трубопроводов и хранилищ и готовы были вложить в это дело немалые средства, $7 млрд., которых у Украины не было даже при Януковиче. Правда, и условие было - совместное владение системой. Ведь вкладываться в ремонт совсем чужой недвижимости никто не хочет. На паях – пожалуйста, а так - нет. Украина держалась за свою уже ржавеющую трубу с упорством, достойным лучшего применения. И тогда началось строительство «Северного потока», который обошёлся ненамного дороже ремонта старой ГТС – в $7,4 млрд.

Откуда упорство?

Кажется, что Европе выгодно получать газ по надёжной прямой магистрали, не зависящей от капризов киевской политической моды. Но есть и другие факторы, на вид второстепенные, а на деле очень важные. Во-первых, Польша. Если она недополучит выгоду от своего транзитного участка, то этой стране, как члену Евросоюза, придётся компенсировать убытки из общей (а фактически в основном немецкой) казны. Во-вторых, Украина, которая, конечно, в ЕС не входит, но допустить её обнищание не в интересах Брюсселя. И Киеву тоже как-то нужно будет давать кредиты без надежды на возврат. Так пусть лучше эти страны хоть частично содержит Россия, выплачивая им тарифы за транзит. Украине, например, $2 млрд. ежегодно. Так думают в Берлине. Но не все.

северный поток

Американский СПГ

На фоне всех обострений отношений России с Евросоюзом и Украиной в США выдвинули смелый план перевода Старого Света на сжиженный газ, произведённый в Америке и доставляемый через океан танкерами. С точки зрения геополитики в этой идее есть свежесть и новизна. Украинские патриоты и вовсе могут воспрясть упавшим было духом - Московии больше некуда будет продавать свой товар, и «ненавистная империя» теперь, конечно же, развалится на радость всем прогрессивным демократам планеты. Но нет, опять получается «типичное не то». Распад России даже при таком раскладе - дело долгое, а деньги нужны уже вчера. И если газ из Европы пойдёт не виртуально на бумажках, а на самом деле, и стоить он будет несколько дороже, учитывая себестоимость добычи, плюс доставку, плюс прибыль, и платить за него придётся сразу… А транзитные тарифы кончатся при этом… Нет, так тоже не годится. Лучше всего – оставить всё как есть. Ну, может быть, немного американского газку добавить.

ес

Тем временем в Германии

По сообщению издания DPA, первая партия труб для «Северного потока-2» 27 октября доставлена на балтийский остров Рюген, где их подвергнут наружному бетонированию и начнут готовить к укладке на морское дно. Контракт ещё не доработан, его подписание ожидается в ноябре, но реальные действия говорят о неотвратимости этого события. Подготовка комплектующих изделий будет осуществляться фирмой Wasco Coatings Europe BV (Нидерланды). Среди участников проекта – «кит» германской химической промышленности концерн BASF и еще несколько немаленьких компаний.

Если у кого-то есть вопросы по поводу будущего газопровода, то самое время их задать Еврокомиссии. Пока не поздно…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.