ВВС США срочно требуется штурмовик с пропеллером

Реактивная эпоха, начавшаяся в конце 40-х годов прошлого столетия, казалось бы, поставила жирный крест на винтовых самолётах. Если пропеллеры транспортных и некоторых пассажирских воздушных судов ещё как-то терпимо воспринимаются массовым сознанием, отмечающим, впрочем, определённую их устарелость, то в применении в боевой авиации они выглядят совсем уж реликтовыми. Тем удивительнее новость, пришедшая из Америки, где объявлен тендер на закупку новых ударно-штурмовых машин. Главное условие – самолёт должен быть винтовым. Почему же Пентагон заинтересовался этим, на первый взгляд, устаревшим движителем?

самолёт

Двигатель и движитель

Разница между этими понятиями такая же, как между веслом и гребцом. Первое выступает в роли средства, приводящего лодку в движение, в человек, держащий его в руках, обеспечивает необходимую энергию. В кораблестроении долгое время роль движителя играло колесо, уступившее позже место гребному винту. Это вовсе не означает, что судно может приводиться в движение только так, как сейчас чаще всего бывает. В некоторых случаях колесо незаменимо, например в условиях мелководных акваторий.

Что касается авиации, то и в этой отрасли промышленности часто применяются решения, кажущиеся устаревшими. Примеров много. Достаточно вспомнить про легендарный Ан-2, биплан, по своим лётным характеристикам уникальный, который, несмотря на внешнюю «древность», исправно служит и сегодня во многих странах. А уж если говорить про пропеллеры…

Textron

Преимущества воздушного винта

Первая машина, приходящая на память при рассмотрении данного вопроса, - это стратегический бомбардировщик Ту-95. Он оснащен винтами, по два на каждую мотогондолу, и благодаря этому расходует намного меньше топлива на единицу расстояния, чем его реактивные собраться при достаточно высокой дозвуковой скорости. Американские ВВС также использовали пропеллерные машины во время боевых действий в Корее и во Вьетнаме. А то, что их пришлось применять и совсем недавно, в прошлом году, очевидно, навело на определённые мысли командование Армии США. Турбовинтовые самолёты OV-10 Bronco ради такого случая расконсервировали и отправили бомбить позиции ИГИЛ на Ближнем Востоке.

Главные преимущества пропеллерной штурмовой авиатехники:

- выносливость и неприхотливость;

- дешевизна обслуживания;

- высокая эффективность боевого применения при нанесении ударов по мелким отрядам боевиков.

самолёт

Когда "Бородавочников" не станет…

При том что американская авиация широко использовала во Вьетнамской войне винтовые «Скайрайдеры» и упомянутые «Бронко», основная нагрузка при нанесении штурмовых ударов лежала на реактивных самолётах типа А-10, состоящих на вооружении и сейчас, но планируемых к полному списанию до 2022 года. Налёты теоретически могут осуществлять и другие типы машин, более современные, такие как F/A-16 или F/A-18, и даже новейшие F-35, однако они обладают рядом существенных недостатков, которые, собственно, и побудили Пентагон вспомнить о пропеллерах. И совсем уж американских военных пугает перспектива остаться через пять лет, когда "Бородавочников" не станет, без штурмовой авиации, способной выполнять деликатные миссии. Так чем же не подходят современные реактивные самолёты?

винт

Время «блуждания»

Во время локальных конфликтов нередки ситуации, когда пехотные подразделения вдруг неожиданно начинают испытывать острую нужду в воздушной поддержке. Например, взвод движется по пересечённой местности (джунглям, пустыне т.п.), производя разведку, и попадает в засаду, и тогда уже каждая минута стоит жизней. Командир вызывает подмогу, на ближайшей авиабазе начинается суета, самолёты или вертолёты спешно готовятся к вылету, но драгоценное время уходит. Над нужным квадратом пилот оказывается слишком поздно и может лишь в лучшем случае отомстить за убитых солдат, отбомбившись по отступающему противнику.

Другое дело, если во время рискованной акции вблизи постоянно кружит самолёт, готовый в считанные минуты, а иногда и секунды, прибыть в нужное место и нанести удар. Время, в течение которого он может «блуждать», барражируя в заданной зоне (Loiter Time), определяется экономичностью его энергоустановки. И дело не в деньгах. А впрочем, и в них тоже.

винт

Деньги

Только один час полёта новейшего F-35 в среднем стоит $30 тыс. Тот же показатель для подлежащего через пять лет списанию реактивного «Бородавочника» А-10 втрое ниже, но и это тоже немало. Подсчитано, что турбовинтовой одномоторный штурмовик за час лётного времени потребует в десять раз меньших затрат, то есть тысячу долларов. В эту сумму входит и наземное обслуживание, и регламентная замена расходных частей, и эксплуатационные жидкости, и топливо, и всё прочее, что необходимо для обеспечения безопасности.

Трамп и пропеллеры

Изменение политики в области военных закупок, безусловно, станет одной из первых инициатив Дональда Трампа на президентском посту. Его предшественник Барак Обама в конце своей каденции успел подписать «Закон о национальной обороне», но бюджет Пентагона Конгрессом в окончательном виде ещё не принят и, по всей видимости, будет увеличен. В частности, в перечне проектов, которые военные хотели бы увидеть реализованными, есть пункт о проведении тендера и закупке турбовинтовых штурмовиков, предназначенных для антитеррористических операций. Рассмотрение этого вопроса запланировано на апрель.

самолёт

Технические требования

О книге нельзя судить по обложке, а о самолёте по пропеллеру. Помимо способности долго без дозаправки держаться в воздухе, новый винтовой штурмовик должен обладать и другими боевыми качествами, довольно высокими. К ним относится высокий уровень живучести, обеспечиваемый бронированием кабины и важнейших функциональных узлов, способность противостоять враждебным электронным излучениям, возможность выставлять тепловую защиту от переносных средств ПВО и обладать эффективными системами наведения. Высокая скорость и большой потолок не требуются. При всём внешнем сходстве с машинами времён Второй мировой войны это должен быть вполне современный самолёт. Только с пропеллером.

самолёт

Основные претенденты

За право поставки американским ВВС партии машин в настоящее время борются две авиастроительные фирмы – Beechcraft (США) со своим AT-6 Wolverine, и Embraer (Бразилия), предлагающая самолёт А-29 Super Tucano, уже заслуживший определённую репутацию во время применения в вооружённых конфликтах (в Колумбии против ФАРК и в Афганистане). Заказ обещает солидную прибыль, и за него намерены побороться другие авиапроизводители, имеющие опыт в проектировании легкомоторной техники различного назначения. К примеру, самолёт, изначально создававшийся для сельского хозяйства и даже названный «воздушным трактором» (Air Tractor AT-802), вполне может после внесения в конструкцию некоторых изменений получить способность бороться не только с полевыми вредителями.

Однако в конкурсе намерены принять участие производители не только винтовых, но и реактивных легкомоторных самолётов. В частности, фирма Textron предлагает бюджетный, неприхотливый и экономичный «Скорпион», удовлетворяющий практически всем требованиям, предъявляемым военными.

А в России?

Последним ударным пропеллерным самолётом, спроектированным в СССР, считается Ил-10 (в чехословацкой версии В-33), представляющий собой глубокую модификацию знаменитого Ил-2. Применялся в корейской войне, стоял на вооружении до начала 60-х. С того времени задачи поддержки российской пехоты выполняют боевые вертолёты и реактивные штурмовики. Не исключено, что американский опыт борьбы с терроризмом привлечёт внимание и отечественных конструкторов, занимающихся разработкой боевой авиатехники специального назначения. Возможно, впрочем, что проектные работы в этом направлении уже ведутся, но широкой общественности о них неизвестно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.