Трамвай по-донецки. Сегодня и… «позавчера»

Невероятное, но, однако же, очевидное: в Донецке, о котором сейчас, пожалуй, весь мир только и слышит, как о городе, который находится в эпицентре гражданского вооруженного конфликта, на днях презентовали свой собственный трамвай. Трамвай, выпущенный в городе вот сейчас. Причем, выпущенный не без посторонней помощи, но все-таки в основном своими силами. Это, конечно, не полноценное собственное большое трамвайное производство. Да оно и вряд ли надо, учитывая тот объем рынка, который следует заполнить. Но, согласитесь, выпуск собственного трамвая в такое непростое для города и региона время дорогого стоит.

Первый, но… не первый

Подаренный Донецку трамвай

К новорожденному донецкому трамваю мы еще вернемся. Сейчас же лишь отметим, что он все-таки не первый. Первый трамвай на донецкие улицы выпустили… большевики. И было это в очень уже далеком 1928 году. Правда, город назывался тогда не Донецком, а Сталиным. Да-да, именно Сталиным, а не Сталино. Сталино он стал лишь в 1929 году. А Сталиным город называли с 1924 по 1928 год. И не в честь Иосифа Виссарионовича, как можно подумать. А в честь Ленина. Могли бы назвать Ленинградом. Но в Ленинград к тому времени переименовали Петроград. Поэтому решено было объединить псевдоним Ленин со сталью. Юзовка, будущий Донецк, славилась углем и сталью. Вот в результате и получился город Сталин. По крайней мере, так гласит одна из версий.

Кстати, о большевиках

Большевики построили столько, что мы до сих пор пользуемся

Да, кстати, о большевиках. Вот ведь можно что угодно и сколько угодно о них говорить, но чего у них не отнять, так это того, что понаворотили они ого-го! В смысле, понастроили. Если разобраться, мы до сих пор проживаем то, что они понастроили. Сами-то мы понастроили практически… ничего. Ну не то, чтобы совсем ничего. Но если сейчас вдруг окончательно перестанет работать и рухнет все то, что понастроили большевики… В общем, лучше об этом даже не думать. Лучше строить что-нибудь самим. Пока не поздно. Вот, в конфликтном Донецке построили трамвай. Уже хорошо.

Так вот – о трамвае

Каких только трамваев не бегало по Донецку

Так вот, о первом донецком трамвае. Когда в будущем Донецке решили наладить трамвайное сообщение, то назвали его городской железной дорогой. А разработку всего этого отдали техникуму имени Артема. Первое донецкое трамвайное хозяйство имело всего восемь вагонов. Причем только четыре состава – четыре моторных и четыре, соответственно, прицепных. Внутренне оборудование сделали по примеру московских трамваев. В салоне были раздельные скамейки для сидения, была вентиляция и элетроосвещение. Вагоновожатый не был отделен от остального народа, то есть кабина его отгорожена не была. А двери открывались и закрывались вручную. Чай, не баре. Вот именно это и был первый донецкий трамвай. А вообще, по Донецку за годы существования города колесили разные трамваи. Например, трамвай, подаренной городу участниками партийной конференции, прошедшей в 1932 году.

«Москва! Как много в этом звуке…»

Донецкий московский трамвай

Среди этих разных трамваев, которые колесили по Донецку, не обошлось, разумеется, и без Московского трамвайного вагона – МТВ-82. Надо сказать, вагон был качественным. По крайней мере, его любили и работники трамвайных парков – ремонтники и вагоновожатые, и пассажиры. За что? А за то, что он был прост, надежен и поэтому – долговечен. Кроме того, он имел просторный и удобный салон. Между прочим, эти трамваи использовались еще даже в восьмидесятых годах минувшего века. Хотя первый вагон появился еще в 1946 году. Причем на военном заводе за номером восемьдесят два. Отсюда, кстати, и цифры в наименовании.

Трамвай вместо троллейбуса

Кстати говоря, МТВ-82 появился на свет в какой-то мере случайно. Дело в том, что еще во время войны Научный автомобильно-моторный институт начал разрабатывать автобусы и троллейбусы максимально совместимые по конструкции. Скоро наладили и выпуск троллейбусов. Да вот образовалась проблема: перевыполнили план. В результате на заводских складах оказалось много «лишних» заготовок для кузовов. Что делать? Не пропадать же добру. Вот их и использовали для производства нового трамвая. Естественно, переделанного определенным образом. Как было сказано выше, трамвай получился настолько удачным, что полюбился и эксплуатационщикам, и пассажирам. Но в конце концов последовал приказ перейти на новые трамваи. Либо на чешские «Татры», либо на советские КТМ-5. Что касается Донецка, «Татры» просто заполонили город. И полюбились. А вот КТМ-5 в Донецке, вроде, не видели. Может, оно и к лучшему. Потому что КТМ-5 подвергали серьезной критике.

«Татра» как вечный двигатель

Типичный доецкий трамвай в СССР

Вообще, чешские трамваи до сих пор бегают на просторах бывшего Советского. Те самые, что и в Союзе бегали. Ну или их внуки. В Донецке они тоже бегают до сей поры. Конкретно зовут эти трамваи «Татра» T3. А производило их предприятие ЧКД "Прага". Причем долго. Как в 1960 году начало производить, так только в1999 закончило. Трамваи, надо отдать им должное, действительно получились классными. Главное, удобными и надежными. Ходит такая шутка, что, видимо, недаром чехи танки выпускали.

Модернизация не повредит

Модернизирванная

Прошло время, и чешские трамваи подверглись модернизации. Причем модернизировали их как сами чехи, так и те, кто их покупал. Это касается и городов на пространстве бывшего СССР. В некоторых из них была создана своя неплохая ремонтная база для трамваев. И вот такие предприятия, что называется, «прокачали» до возможности модернизировать чешские вагоны. В Донецке использовали трамваи совместного украинско-чешского предприятия «Татра-Юг». Затем, кстати, оно стало полностью украинским.

Другие варианты модернизации

Модернизированная

Надо сказать, что продукция от «Татра-Юг» выглядела приличнее некоторых других модернизированных вагонов, выпускавшихся в других странах и городах. А свои обновленные вагоны ездили, скажем, по многим городам России. И вот к одному такому городу мы вернемся чуть позже. А сейчас отметим, что модернизированные «чехи» были заметны и в Москве.

Самый новый донецкий

Что касается нового донецкого вагона, то организовано его производство на базе Донецкого электротехнического завода. Собирать его начали в марте нынешнего года. И вот – сюрприз. Как отмечают производители, в основе нового трамвая – хребтовая балка чешского производства. Снова «чехи». Правда, внутренность, да и внешность трамвая изменены кардинально. И, конечно же, он не обошелся без электронной начинки (двадцать первый век на дворе) и кондиционирования. Пассажирам должен понравиться салон. Он достаточно комфортабельный. Производители отмечают, что вообще этот трамвай отвечает всем предусмотренным международным стандартам.

На кого же он похож

Трамвай, ставший прототипом донецкого

Вот мы упомнили выше, что, мол, снова «чехи». Но и не только они. Дело в том, что дончане специально ездили перенимать опыт в Россию. А конкретно на ижевское предприятие ИжГэт. Где, как рассказывают сами дончане, им сказали, что полностью реализовать свой проект по выпуску трамвая они смогут не ранее чем года через два. Но донецкие на то и донецкие. Очень упертые. Вот они уперлись и выпустили трамвай за пять месяцев. Но сейчас не об этом. Сейчас давайте вспомним, что мы писали о российских городах, в которых модернизировали чешские «Татры», порой превращая их в совершенно новое изделие, мало напоминающее «родителя». Как раз одним из таких городов и стал Ижевск. Можете сравнить ижевский трамвай на фото к этой главке с заглавным фото донецкого трамвая. Правда, похожи неимоверно? Хотя и отличия тоже имеются. Кстати, острословы сразу проехались насчет разительного сходства. Но при всем при том, стоит сказать, что, хоть и консультировали дончан россияне, и наверняка поделились своими наработками, делали вагон именно донецкие мастера, на донецкой базе и на донецких, в основном, материалах. Критики упирают на то, что городу не нужно столько трамваев. Но это, как сказать. Во-первых, не помешало бы модернизировать имеющуюся технику. Во-вторых, в городе появилось предприятие, на котором можно не просто ремонтировать подвижной состав, но и выпускать обновленный до практически нового. В-третьих, это вполне может вылиться при необходимости в разработку своих вагонов. Да и просто сейчас для Донецка важен запуск любого производства. Время в городе такое – сложное.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.