Как шахтеры под воду ушли. Проект «Ихтиандр»

Конец девятнадцатого – начало двадцатого веков ознаменовались уверенностью многих лучших умов человечества в том, что впереди, благодаря науке и просвещению, открываются исключительно светлые дали. Жизнь при этом не баловала человечество в целом, она его, собственно, редко баловала или не баловала вовсе. Но почему-то уверенность такая вызрела. Серьезный удар по этой уверенности нанесла Первая мировая война. Это был шок. Шок от осознания того факта, насколько быстро и просто слетает с человека тонкий налет цивилизованности, превращая его в зверя. Однако военные годы отгремели, и вновь забрезжила надежда на лучшее, позитивное, будущее. Свою лепту во все это внес Советский Союз. Страна, где впервые в мире во главу угла попытались поставить не экономическую целесообразность в смысле достижения наибольшей прибыли с наименьшими затратами любой ценой, а некие гуманистические идеалы. По большому счету, эксперимент не удался. Вернее, не совсем удался. И тому есть множество причин. Но главным, пожалуй, стало то, что человечество оказалось не готово к всеобщему счастью. Человек оказался к нему не готов. А насильно в счастье втолкнуть ни в кого нельзя. Однако речь сейчас не об этом. Речь об одном уникальном эксперименте, который как раз стал следствием идеи, что человеку, в принципе, все подвластно. Надо лишь захотеть. Но началось все с книги.

Подводный мир Александра Беляева

Беляев и его подводный мир

В 1927 году советский писатель Александр Беляев закончил книгу «Человек-амфибия». Это был научно-фантастический роман, причем с социально-политической направленностью, о научном эксперименте, в какой-то мере, вынужденном эксперименте, по созданию человека, который может жить не только на земле, но и в воде. Вернее, под водой. Уже через год роман был опубликован. Так что в этом году круглая дата со дня его выхода в свет – девяносто лет. Надо честно признать, что Беляев оказался не первым, кто «научил» человека жить под водой. До него это сделали француз Жан де Ла Ир, а позже – некий неизвестный русский автор, роман которого был опубликован в газете «Земщина» в 1909 году. Газету эту считают антисемитской и черносотенной. При этом фактически не скрывалось, что русский автор переработал текст автора французского. Текст, вышедший на несколько месяцев раньше, нежели во французской газете. Оба романа были далеки от идей просвещения и необходимости достижения всеобщего человеческого счастья. У французского писателя все вертелось вокруг идеи иезуита Фульбера захватить власть над миром. У русского анонимного автора иезуит превращается (конечно же!) в еврея, который жаждет завоевать мир для некого международного еврейства. Естественно, Беляев отбросил всю черносотенщину, создав совершенно романтическую историю и, как было отмечено, с социально-политической направленностью, в смысле протеста против социального неравенства и несправедливости. Но главное, Беляев создал именно художественное произведение в полном смысле этого слова. Завораживающее произведение.

Фильм, фильм, фильм

Потом еще, в 1961 году, появился одноименный фильм Чеботарева и Казанского с Владимиром Кореневым, прекрасной Анастасией Вертинской и Михаилом Казаковым в главных ролях. Фильм получился настолько светлым, как сейчас сказали бы, – атмосферным, что мгновенно завоевал сердца зрителей. И в нем еще более ярко сверкала эта идея, что человек создан для счастья, надо только постараться, надо отбросить всю прежнюю шелуху и сделать шаг вперед.

Талантливый сын священника

Беляев родился в семье священника

Здесь, конечно, невозможно пройти мимо личности самого создателя «Человека-амфибии» - Александра Беляева. Дело в том, что у человека, умевшего создавать такие яркие произведения, у человека, безусловно верившего в светлое будущее человечества, была не слишком светлая, полная страданий и невзгод жизнь. Сын смоленского священника, он с детства рос непоседой. У него были брат и сестра. Но сестра умерла ребенком из-за саркомы, а брат, уже будучи студентом, утонул. Сам Александр проявлял себя в наиразличнейших областях творчества. Ну, к примеру, он самостоятельно освоил рояль и скрипку, он занимался фотографией, он запоем читал, изобрел проекционный стереоскопический фонарь. Он даже пытался научиться летать. Одна из таких попыток привела к серьезной травме, аукавшейся ему всю последующую жизнь.

Атеист в семинарии

Беляев не пошел по стезе отца

У Беляева был серьезный разлад с его отцом. Естественно, что Роман Петрович желал, чтобы сын пошел по его стезе и связал свою жизнь с церковью. Александр окончил духовное училище, затем семинарию. Но вот проблема: из семинарии он вышел… убежденным атеистом. Разумеется, с такими убеждениями священником он не стал. Он окунулся в… театральную жизнь. Подписал контракт с одним смоленским театром и стал актером. А затем и вовсе, снова наперекор отцу, уехал в Ярославль и поступил учиться в юридический лицей.

Успех и смерть

Память о Беляеве жива, покуда живы его произведения

Далее в жизни Беляева было много разного. Он не единожды был женат. Он стал успешным юристом, журналистом и театралом. В конце концов, он стал и успешным писателем. Это при том, что в какой-то момент его перестали издавать. Кто-то решил, что фантастика в Советском Союзе не нужна, что это все буржуазные излишества и что все должны писать о производстве. Или, вот, о колхозах. А еще была страшная болезнь, связанная, вероятно, с детской травмой позвоночника. У Беляева диагностировали костный туберкулез позвонков. Было время, когда у писателя была полностью парализована нижняя часть тела. Вообще, он боролся с болезнью всю последующую жизнь. Умер он в городе Пушкин шестого января 1942 года. При этом есть мнение, что дата смерти неверна и что скончался Беляев чуть раньше – в декабре 1941 года. От чего умер? Как было сказано, «замерз от голода». Да, тогда так говорили, когда человек терял от голода последние силы и просто не мог принести дров для растопки. И вот человек с такой сложной судьбой написал произведение, по которому гораздо позже был снят столь атмосферный светлый фильм, и вдохновил многих людей на то, чтобы посвятить себя изучению окружающего мира.

Донецкие энтузиасты

Донецкие шахтеры осваивают подводный мир

Вдохновленные произведениями Беляева и общим царившим тогда «первооткрывательским» пафосом в Советском Союзе, члены донецкого водолазного клуба «Ихтиандр» решились на создание собственного исследовательского проекта, направленного на изучение возможности человека осваивать подводный мир. Причем не просто в любительских или даже в научных целях, но и в целях практического освоения нового жизненного пространства. Не будем забывать, что это направление было тогда на острие научных исследований в ведущих странах. Так что, ничего удивительного в таком подходе нет. Но есть существенные отличия. Если Кусто во Франции пользовался поддержкой бизнеса и государства, если в тех же США и Великобритании такие проекты продвигались государством, донецкие энтузиасты начинали все сами, без поддержки извне. Правда, им помогали по мере возможности местные предприятия, но тоже практически на свой страх и риск.

Что это было…

Подводный дом 1967 года

Это был очень интересный проект. Тут вам и решение проблем изучения того, как будет реагировать на пребывание, достаточно долгое, в подводной среде организм неподготовленного человека. Это же не подводники и не профессиональные водолазы. Тут и решение задач по созданию подводных сооружений, а в перспективе целых поселков. Тут вам и, на отдаленное будущее, сбор информации для анализа возможности решения каких-то утилитарных проблем типа полезности или не полезности попыток создать некие подводные агрокомплексы или фермы. Первые эксперименты были проведены в 1966 году. Помог Институт горной механики и технической кибернетики, в котором трудились многие энтузиасты, члены «Ихтиандра». Например, так был получен металлопрокат для создания подводного дома. Говорят, дом был похож на стакан. Только перевернутый. Сделали дом. Нашли безлюдное место на Тарханкуте. Привезли дом. Организовали лагерь. Затем дом был спущен на одиннадцатиметровую глубину. Первым его хозяином стал Александр Хаес из донецкого клуба. Хирург. После к нему подселился Дмитрий Галактионов из Москвы, которого потом сменил шахтер из Донецка Юрий Советов. Самодельные системы работали превосходно. Та же система вентиляции была продумана настолько, что в подводном доме можно было даже курить. Всего в доме жили три дня. Затем в работу включились журналисты. И к проекту пришла известность. Не только всесоюзная, но и мировая.

Дальнейшая судьба

Проект закрыли, но мечта осталась

Что было дальше? Дальше были еще два «Ихтиандра» - 67 и 68. «Ихтиандр-67» сделали уже другим. Во-первых, его объем был уже не шесть метров кубических, а двадцать восемь. Состоял он уже не из одной комнатушки, а из четырех помещений, в которых могли одновременно жить пять человек. Сделан он был уже не в форме стакана, а в форме звезды с тремя лучами. Этот дом был заселен две недели. Одна команда из пяти человек прожила неделю, затем пришла смена. Жили в доме на этот раз и животные – кролики, крысы и морские свинки. В 1968 году в проекте уже отрабатывали новые задачи, практические – для бурильщиков и геодезистов. И это оказался последний год проекта. На следующий год он не получил продолжения. То ли по причине отсутствия финансирования, то ли по каким-то другим причинам. Так дончане (и не только дончане) окончательно вернулись из глубины на землю, так закончилась короткая, но такая романтическая эпоха советского «Ихтиандра». С тех прошло ровно пятьдесят лет. Сейчас перед дончанами стоят совсем другие задачи.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.