В последнее время украинские средства массовой информации часто рапортуют о невиданных успехах, достигнутых страной под мудрым руководством пришедших после майданных событий властей. Открытие какого-нибудь детского садика на пару сотен мест или небольшой фабрики по производству шнуров с наконечниками объявляется явлением глубоко символичным, на церемонии обычно присутствует сам Пётр Порошенко, он произносит приличествующую случаю речь, содержание которой стало уже форматным. Там есть всё – и про кредит МВФ, и про небывалое единение всех слоёв общества, и, конечно же, про агрессию с гибридной войной в придачу. Но вот случилось действительно выдающееся событие. Испытана новая тактическая ракета «Ольха», не уступающая, по утверждению высшего руководства страны, даже самому «Искандеру». Сообщалось об этом уже несколько раз и очень убедительно. Что же на самом деле за оружие такое теперь получила Украина?
Что известно?
Как всякий новейший образец оборонной техники, «Ольха» глубоко засекречена. О тактико-технических данных сообщается мало, а видеозаписи, демонстрируемые по телевизору, очень короткие, и понять по ним что-либо очень сложно. Известно следующее:
- Место испытания – Тузловский полигон в Татарбунарском районе Одесской области.
- Дальность полёта снаряда - 100 км.
- Калибр ракеты – 300 мм.
- Разработчик – «Южмаш».
- Ракета, «в отличие от российских аналогов», оснащена встроенной системой наведения, то есть относится к разряду управляемых средств поражения.
- Приборная часть создана в КБ «Луч», г. Киев.
- В качестве наземного носителя, судя по предоставленным видеоматериалам, используется самоходная пусковая установка на базе МАЗ-543.
- Комплекс создан в предельно короткие сроки, менее чем за год, при этом первые сообщения об испытаниях (сразу же успешных) секретарь СНБО сделал уже в марте.
Всё остальное, о чём пишут украинские СМИ, можно отнести с информационному шуму. Анализ полученного образца можно производить, только исходя из достоверных данных.
Смелый замысел
Первые упоминания об «Ольхе» появились в конце января этого года. Пётр Порошенко в ходе заседания СНБО дал поручение "Укроборонпрому" обеспечить разработчика всем необходимым для создания принципиально нового ракетного комплекса, а также гарантировать закупку готовых образцов. Речь шла о комплексе «Гром», обладающем разрушительной силой примерно такой же, как печально известная устаревшая «Точка-У», с массой заряда в 480 кг, и о другом проекте, более лёгком. Как утверждают сегодня представители власти, уникальным стало всё - и техническое решение, и сама ракета, которая превосходит ранее разрабатывавшийся «Сапсан». Как удалось столь быстро создать это чудесное оружие, заслуживающее сомнительного титула «вундерваффе», причём исключительно из украинских компонентов, да ещё и в условиях финансовой катастрофы, постигшей страну? Достижение и в самом деле уникальное…
Лучше российских?
Первое, что настораживает в радостных рапортах об испытаниях нового чудо-оружия, это упоминание о неких российских аналогах, естественно, уступающих этому достижению украинской высокотехнологичной оборонной промышленности. О каком именно образце идёт речь и в чём разница, определяющая превосходство? На этот вопрос Турчинов, присутствовавший на тестовых запусках, очевидно, в роли специалиста по обороне, отвечает ясно и понятно. Российская ракета не имеет системы управления, а у украинской она есть. Замечательно, но в таком случае следовало бы указать и тип аналога, а также для чего она применяется. Судя по калибру, способу запуска и скорости, с которой был создан проект, можно сделать вывод о практически полном заимствовании конструкции ракетно-снарядной части у этого самого первоисточника. Шасси МАЗ-543 и пусковая установка, используемая для РСЗО «Смерч», прямо указывают на происхождение «Ольхи». По своей сути, как считают многие военные эксперты, это и есть реактивный снаряд от «Смерча», правда, доработанный.
Смысл доработки
Реактивные системы залпового огня, такие как «Град», «Смерч» или «Торнадо», предназначены для создания широкой зоны сплошного поражения, они не относятся к сверхточным видам вооружений, которые, конечно, тоже состоят на вооружении Российской армии. Требования к боеприпасам РСЗО принципиально другие, они в полёте должны вести себя стабильно, как можно меньше отклоняться от параболической баллистической траектории, тем самым уменьшая рассеивание. Их запуск производится поочерёдно, опять же для того, чтобы на боевом курсе они не мешали друг другу, создавая турбулентности. Целевое назначение снаряда влияет на особенности его конструкции, его слишком тонкий корпус может просто не выдержать механических нагрузок, если заставить его совершить резкий манёвр. Что же заставило украинских разработчиков применить для создания сверхточного оружия изделие, для этого явно не предназначенное? Ответ прост.
Суть технического задания
Так получилось при распаде СССР, что на Украине остались предприятия ракетно-космической отрасли, «заточенные» на разработку и производство больших космических и баллистических ракет, таких как «Сатана» и прочие тяжеловесы. Также есть КБ приборостроения «Луч», в принципе, способное проектировать системы пространственной ориентации и наведения подобных, да и, в общем-то, любых снарядов. Что касается ракет тактического назначения (ОТРК), то они - наследство от Советской Армии
Украине достались укомплектованные подразделения, имевшие на вооружении «Точки-У», постепенно старевшие, что и привело к тому, что к моменту начала конфликта на Донбассе в ВСУ осталась лишь одна бригада этого рода войск. Попытки «поразить противника сверхточным оружием» (как грозно обещал Яценюк) не привели к желаемому результату. «Точки» попадали куда угодно, в жилые кварталы, на пустыри, они падали в чистом поле и даже не всегда взрывались. В общем, военное командование и СНБО поставили задачу сделать что-то меньшего размера, но точное. «Южмаш» постарался, и получилась «Ольха».
В чём разница?
Для того чтобы из обычной ракеты сделать управляемую, нужно оснастить её системой управления и исполнительными механизмами, обеспечивающими аэродинамические возможности изменения траектории. В век компьютерных технологий эта задача решаема без особых проблем. «Ольху» оснастили, помимо классической в данном аспекте инерциальной системы, также и спутниковой навигацией. Так как корпус «Смерча» довольно длинный и для резких манёвров не приспособлен, задача управления полётом, вероятнее всего, реализуется цельноповоротными стабилизаторами, установленными в хвостовой части снаряда. По сути, получилась баллистическая ракета небольшого размера. Вернее было бы назвать её не управляемой, а корректируемой.
Испытали. Что дальше?
Разработка и даже успешные испытания отнюдь не означают возможность принятия на вооружение какого-либо образца. Украина не обладает боеприпасной промышленностью данного требуемого профиля. Можно, конечно, сделать два опытных экземпляра, даже три или четыре, но о том, чтобы производить их, по выражению Н.С. Хрущёва, «как сосиски», то есть серийно, сейчас и речи быть не может. Есть вариант переделывать уже готовые «смерчевые» реактивные снаряды, но их не так много, и они нужны для дивизионов, вооружённых этими системами. Закупка в России также относится к фантастическим версиям решения проблемы, особенно учитывая, кого именно планируют поражать своими «Ольхами» украинские политики. К тому же и денег нет, ни на импорт, ни на строительство военных заводов.
Для чего?
Единственным результатам усилий киевских и днепропетровских (пардон, днепровских) разработчиков можно на настоящий момент считать радостные эмоции патриотически настроенных граждан, вернее той их части, что ничего не понимает в военном деле. Ещё, конечно, как это чаще всего бывает, кто-то заработал, и не только политические дивиденды. Когда-нибудь эта ракета станет памятником навсегда ушедшей эпохе воинствующего беснования и «амбиций без амуниций». Глядя не этот бестолковый монумент, венчаемый «Ольхой», люди будут содрогаться, но не от страха, а от отвращения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание