Людмила Белоусова. История любви

Спорт и Фитнес Легкая атлетика

29 сентября, совсем немного не дотянув до своего восьмидесятидвухлетия, умерла Людмила Евгеньевна Белоусова. Еще, пожалуй, каких-нибудь лет тридцать-сорок тому назад при этом известии многие в тогда еще общем СССР сразу бы вспомнили, кто такая Людмила Белоусова. Сейчас об этом помнят лишь специалисты и преданные любители фигурного катания, знающие его историю, да те, кто в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века смотрел фигурное катание по телевизору, наряду с футболом и хоккеем. Советское фигурное катание и советский хоккей гремели по всему миру. А футбол. Ну, футбол, он всегда футбол. Да и, честно сказать, советский футбольный чемпионат при всех его огрехах и неудачах был всяко посильней нынешних первенств постсоветских стран. При всем, как говорится, уважении. Но что бы сразу дать понять, кто ушел из жизни 29 сентября, лучше написать так: умерла известнейшая советская фигуристка, четырехкратная чемпионка Европы, четырехкратная чемпионка мира, двукратная олимпийская чемпионка в парном фигурном катании Людмила Белоусова. Еще она – заслуженный мастер спорта СССР. Но этого звания ее лишили в 1979 году.

Обычное советское детство

Людмила Белоусова родилась в Ульяновске 22 ноября 1935 года. Довоенные и военные годы были пережиты ею в этом городе. А почти сразу после войны, в 1946 году, семья оказалась в Москве. В детстве, как большинство советских детей тех времен, Людмила увлекалась самыми разными видами спорта. Да вспомните хоть биографию Анатолия Тарасова, объединившего в своей жизни на самом высоком уровне футбол и хоккей. Так и маленькая Людмила – конькобежный спорт, теннис, гимнастика. О фигурном катании не было и мысли. Говорят, что фигуристской она стала из-за совпадения двух причин. Во-первых, подрастающая девушка сходила на австрийский фильм «Весна на льду», где была заворожена увиденным, а во-вторых, в Москве построили каток с искусственным льдом – первый в Советском Союзе. Было это в 1951 году. И вот тогда Белоусова пошла заниматься фигурным катанием. То есть в шестнадцать лет. Что даже по меркам того времени, скажем прямо, поздновато.

Судьбоносная встреча

Белоусова думала кататься в одиночном разряде

Поначалу Белоусова собиралась кататься в одиночном разряде. Но в 1954 году на семинаре познакомилась с Олегом Протопоповым. Какая там между ними промелькнула искра, доподлинно неизвестно. Но явно промелькнула. Поначалу они просто решили попробовать покататься вместе. Попробовали. И им сразу показалось, что они друг другу подходят. Как сказал бы известный всем мультяшный медвежонок, «это ж-ж-ж неспроста!» И действительно неспроста. Случилась натуральная любовь. И к чести этой пары, надо сказать, что пронесли они ее до самой смерти Людмилы. Но это, забегая вперед. А тогда Белоусова перевелась из Московского института инженеров железнодорожного транспорта в аналогичный ленинградский институт. Потому что Олег служил на Балтийском флоте. И катались вместе.

Техника подвела

Видимо, поздний старт в фигурном катании сказался на технической оснащенности Людмилы. Да и Олег, по мнению специалистов, которое они высказывали в СМИ, на тот момент не обладал, вероятно, уж очень богатым техническим арсеналом. Поэтому спортивные высоты поначалу давались им с большим трудом. Да, уже к 1957 году они завоевали серебро первенства Советского Союза, стали мастерами спорта. Но на чемпионате Европы 1958 года спортсмены допустили ряд ошибок в несложных технических элементах и не смогли выступить достойно. На следующий год, тоже на европейском первенстве, вообще отметились падением. Возможно, сказалась и банальная неопытность. Неудачи преследовали их вплоть до начала шестидесятых годов. Но они упорно трудились и искали свой путь.

Ударим по «физике» лирикой!

Белоусова и Протопопов взяли лирикой

Возможно, Белоусова и Протопопов и не обладали той технической оснащенностью, которая требовалась на высочайшем уровне, возможно, что-то им и не давалась в силу каких-то чисто, извините, физкультурных причин, но они нашли изюминку, которая на долгое время придала направление всему парному катанию. Они подтянули технику. Они показали, как пишут то, что называется тодес на внутреннем ребре, или «космическая спираль». У них были прекрасные поддержки. И они стали очень четко, очень синхронно, очень чувствуя друг друга кататься. А главное – лирика. Художественность. И это принесло свои плоды. В 1962 году пара выиграла чемпионат Советского Союза. Между прочим, это была их восьмая попытка. Потом они брали серебро на чемпионатах Европы и мира. А в 1964 году наступил их звездный час, они выиграли Олимпиаду!

Влюбленные на коньках

Белоусова и Протопопов - влюбленные на коньках

С этого момента они неизменно выигрывали чемпионаты Европы и мира. С 1965 года по 1968 год включительно верхние ступеньки пьедесталов были «зарезервированы» за ними. Они довели до совершенства ту самую художественность, над которой так упорно работали. Это было просто очень красиво! Не спорт, а настоящее искусство. Возможно, в этом большая заслуга Олега. Танцевальное искусство он понимал с детства. Его мама была балериной. Он рос на классической музыке. И он хотел посвятить себя ей. Но говорят, что его не приняли в музыкального школу, не обнаружив абсолютного слуха. Может быть, это лишь выдумки.

Белоусова и Протопопов не знали себе равных

Но, как бы там ни было, танцевали Белоусова и Протопопов под прекрасную классическую музыку лучших образцов. Олимпиаду 1968 года они выиграли под музыку Бетховена и Рахманинова.

Конец спортивной карьеры

Да, 1968 год был последним годом их безоговорочного лидерства. Уже на следующий год они стали лишь третьими на мировом первенстве. Потом стали один за другим проигрывать союзные чемпионаты и перестали попадать в сборную. После чемпионата 1972 года, где они попали в тройку призеров, но лишь потому, что не выступали сильнейшие пары, Людмила и Олег покинули спорт.

Чистое искусство

Как и многие выдающиеся (да и просто сильные) фигуристы, Белоусова и Протопопов, закончив спортивную карьеру, не ушли в небытие. Они ушли в Ленинградский балет на льду. И все было нормально. Вот уже где действительно чистое творчество, не скованное жесткими рамками спортивных требований. Однако потом грянул, что называется, гром среди ясного неба. Балет поехал на гастроли в Швейцарию. И там, 24 сентября 1979 года, Белоусова и Протопопов заявили, что отказываются возвращаться в Советский Союз, и попросили политического убежища. Политическое убежище им предоставили. Они заключили контракт с американским балетом на льду и, по словам Протопопова, через месяц «уже вовсю гастролировали». После этого они были лишены званий заслуженных мастеров спорта СССР, их имена перестали появляться в справочной литературе о достижениях советского спорта. Они были объявлены предателями. Кстати, швейцарское гражданство они получили лишь в 1994 году.

Никакой политики

Что интересно, сами спортсмены всегда отмечали, что, несмотря на просьбу о политическом убежище, сбежали они вовсе не по политическим мотивам. Вернее, говорил в различных интервью все больше Олег Протопопов. По его словам, они были патриотами и готовы были ради своей страны отдать все, поэтому выступали порой, несмотря на болезни. Спортсмен приводит в пример Олимпиаду в Гренобле, где у него открылось кровотечение из-за камней в почках. И он же говорит, что причины их поступка носили творческий характер: «В нас все время что-то не устраивало Россию: то мы были слишком спортивны, то чересчур театральны, потом наоборот».

Просто время ушло?

В этих словах сквозит явная обида. Кто-то вспоминает их проигрыши на союзных чемпионатах, их непопадания в сборную команду и говорит, что спортсменов задвигали в угоду новым парам. Такая точка зрения имеет право на жизнь. Но имеет право на жизнь и другая точка зрения. Дело в том, что парное катание к моменту их схождения с высот стало стремительно меняться. Оно становилось все более атлетичным, скоростным, акробатичным что ли. Если мы вспомним, кто пришел им на смену и кто составлял вслед за ними международную славу советского парного катания, нам многое станет ясно.

На смену Белоусовой пришла Роднина

Ведь это была… Ирина Роднина! Возможно, просто прошло их время.

Непонятный побег

Белоусова и Протопопов не могли оставить лед

И все-таки, зачем пара уехала из Союза таким скандальным образом? Ведь разговоры о творчестве вряд ли можно принимать во внимание. Ленинградский балет на льду – чем не творчество?! Кто-то ищет причину в деньгах. Разумеется, в нашем балете на льду не платили так, как в американском. Но, возможно, правы и те, кто говорит, что главная причина не деньги, а… банальная обида. Спортсмены слишком верили в себя и не верили в то, что их время в спорте кончилось.

Белоусова и Протопопов продолжали кататься

Недаром ведь они продолжали кататься и кататься, и кататься в уже очень солидном возрасте. Кто-то до сих пор считает их предателями. Кто-то вспоминает, сколько они сделали для советского спорта, для страны и… не держит никаких обид. Кто-то вообще говорит, что в СССР даже большие спортсмены после окончания карьеры оказывались никому не нужны, а потому и неудивительно, что Протопопов и Белоусова уехали. Хотя это, кажется, не их случай. Они вполне могли реализовываться в балете на льду.

Любовь до гроба

Протопопов и Белоусова - история любви

Единственное, что можно сказать, - они точно не предали ни друг друга, ни своего искусства. Сколько знаем мы историй разных звездных пар из сферы спорта и искусства, чья любовь не выдерживала проверки временем и, в конце концов, рассыпалась как песчаный замок. Но история Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова – это поистине история любви.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать