В тени Родена: трагическая судьба возлюбленной великого скульптора

Искусство и развлечения Искусство

«Я показал, где искать золото, а то золото, которое она нашла, принадлежит только ей».

Это слова Огюста Родена, сказанные о его самой талантливой ученице Камилле Клодель. Когда знаменитый французский скульптор, которому было уже за сорок, стал ее ментором, девушке было всего 19 лет, и ее экстраординарный талант и уникальное видение были очевидны.

камилла клодель

В возрасте двадцати лет она завершила свою первую важную работу — портрет шестнадцатилетнего Поля Клоделя — глиняный бюст, изображающий ее любимого младшего брата. Поль сам был очень ярким молодым талантом, который впоследствии нашел себя в поэзии и драматургии.

Учитель и ученица

Роден оказал огромное творческое влияние на талант и навыки Камиллы как молодого скульптора и предоставил ей свою поддержку и опору, однако было очевидно, что их сложные и близкие отношения принесли плоды, оказавшие влияние на собственное творчество мэтра.

огюст роден

Отношения Огюста Родена и Камиллы Клодель представляли собой сложное партнерство, которое продлилось почти 15 лет. В конечном счете Клодель начала чувствовать потребность вырваться на свободу, уйти от постоянного наблюдения своего наставника. Камилла была не просто одаренной ученицей Родена, но и его верной помощницей, его музой и его возлюбленной и часто работала как модель для произведений учителя.

Единственным способом развить свой талант независимо от Родена и получить признание ее собственной работы было покинуть своего учителя и своего любимого.

К сожалению, вдали от Родена ее жизнь протекала болезненно, а творческая карьера оказалась короткой и непродуктивной.

Юбилей

В этом году мир отмечает столетие со дня смерти Родена и празднует давно и широко признанный гений знаменитого скульптора.

Однако относительно таланта Камиллы Клодель подобное заявление было практически неприменимо. Даже при том, что с начала 80-х был замечен растущий интерес к ее жизни и творчеству, все фильмы, многочисленные биографии и даже театральные постановки и балет всегда уделяли больше внимания сложным любовным отношениям Клодель и Родена, обращая минимум внимания на талант и творчество самой Камиллы.

Отличия

модель

Из всех работ Клодель сегодня сохранилось меньше сотни произведений. Большая часть ее скульптур была потеряна или уничтожена самой Камиллой.

По тем работам, которые выставляются сегодня, заметно, что Клодель всегда интересовали небольшие интимные сюжеты, в отличие от грандиозных, масштабных проектов ее ментора.

Большинство из них было отлито в бронзе Эженом Бло, парижским агентом Камиллы, спустя годы после того, как они были впервые смоделированы.

Творчество

скульптура

В отличие от ее известного и признанного всем миром наставника Огюста Родена, Клодель ни разу не работала над оплачиваемым заказом, хоть и регулярно выставляла свои работы, получала положительную критику и восхищение публики, отмечающей выдающийся художественный талант девушки и совершенное исполнение, абсолютно не уступающее в выразительности творчеству Родена.

В отличие от работ Родена, в творчестве Камиллы Клодель, однако, практически отсутствует откровенное сексуальное содержание. Ее работы наполнены чувственностью и тихой меланхолией, которые прекрасно сочетаются с небольшими размерами скульптур.

Болезнь

Камилла решилась выйти из тени своего учителя только для того, чтобы спуститься в беспросветный мрак психического расстройства, паранойи и психоза. В течение последних тридцати лет жизни Камилла Клодель была изолирована в психиатрическом приюте. Ее умственное и эмоциональное состояние пошло на спад через несколько лет после того, как она рассталась с Роденом.

В приюте она редко принимала посетителей. Ее отец, который всегда активно поддерживал Камиллу, умер почти сразу после того, как девушка попала в больницу. Камилла узнала об этом только спустя некоторое время. Мать художницы решила, что больше не хочет видеть дочь, и ни разу не навестила ее в приюте для душевнобольных. Младший брат навещал ее несколько раз и писал ей, но ему приходилось надолго отлучаться для дипломатических поездок за границу.

Самым душераздирающим последствием психического расстройства Камиллы Клодель стало то, что она совсем перестала работать. За тридцать лет она ни разу не взяла в руки глины.

Огюст Роден, несмотря на горькое расставание, продолжал поддерживать Камиллу в финансовом отношении на расстоянии, создав небольшой фонд, обеспечивающий Камиллу даже после его смерти.

Он всегда хотел, чтобы в его музее была комната, посвященная Камилле Клодель и ее творчеству. Музей Родена открылся спустя два года после смерти скульптора, однако его желанию относительно комнаты, посвященной его выдающейся ученице, так и не удалось очуществиться.

Признание

музей

Теперь, почти век спустя, большая часть из оставшихся работ Камиллы была собрана в новом доме-музее Камиллы Клодель в небольшом французском городке Ножан-сюр-Сен, в котором девушка начала свою карьеру.

Через много лет после безвестной кончины одной из самых талантливых художниц Франции и мира, имя Камиллы Клодель наконец-то получило заслуженное признание в виде музея с ее собственным именем. Хоть и после смерти, но ей удалось выйти из тени своего наставника.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать