Как в СССР делали модный журнал "Силуэт"

Подписаться Редактировать статью

Эстонская писательница Майму Берг в советское время работала в издательстве журнала "Силуэт", который старалась покупать каждая женщина того времени. Не так давно журналистка написала книгу "Дом моды", она тиражируется и в России. На страницах издания Майму рассказала о том, как трудилась в течение 15 лет над созданием "Силуэта".

Красавицы со всего Советского Союза

В 70-80-х годах, когда выходил журнал, Берг сама лично писала статьи для него. Она подолгу сидела в библиотеках, придумывала новые идеи для того, чтобы порадовать своих читательниц. В конце 80-х годов у редакторов возникла возможность ездить в демократические страны - ГДР, Чехословакию для обмена опытом. В результате и за границей, и у нас выходили специальные выпуски, где были рубрики вроде "А как у них". На страницах своей автобиографической книги Берг говорит о том, что важной обязанностью у нее было отвечать на письма читательниц. Сначала их приходило немного, потому Майму имела возможность лично вникать в суть послания и формулировать ответ, затем, когда количество уже увеличивалось, пришлось сделать шаблон и рассылать его.

Многие женщины присылали свои фотографии. Были даже такие отчаянные, которые снимали себя в обнаженном виде. Однако это, конечно, шло вразрез с морально-этическими принципами того времени. Своих моделей в штате "Силуэта" хватало. Многие девушки трудились при "Доме моды". Бывало и такое, что красавиц находили прямо на улицах и предлагали принять участие в съемках для журнала. Это было невероятно престижно.

Западная мода

О журнале "Силуэт" знала каждая женщина, живущая в СССР, ведь он был очень популярным. А нравился читательницам потому, что освещал новые веяния, которые приходили с Запада. Редакция имела доступ к финским и шведским журналам. Среди новинок был даже Vogue. Часто в Советский Союз иностранная пресса попадала следующим образом: люди, которые жили за границей, пересылали ее родственникам. А те, в свою очередь, разносили издания по букинистическим магазинам. Надо сказать, неплохие деньги за это получали. Журналы из Финляндии или Швеции стоили невероятно дорого. У магазинов была договоренность с издательствами, которые выкупали номера большими партиями.

Редакция "Силуэта" использовала модные тенденции Запада в своей работе. Что-то перенимали, чем-то вдохновлялись. Однако там уже царили несколько иные нравы - люди начинали раскрепощаться, появлялись более откровенные модели. В СССР на это были запреты. Руководство порой жестко наказывало журналистов, пишущих в откровенной форме или выкладывающих нетривиальные фото. Приходилось выкручиваться - придумывали специальные рубрики вроде "Их нравы". Настоящие читательницы и модницы знали, что первым делом стоит изучить как раз этот раздел.

Поиск ресурсов

В Советское время непросто было с ресурсами. По словам Майму Берг, с поиском специалистов, вроде филологов или журналистов, модельеров, проблем не было. А вот организаторы, экономисты были на вес золота. От них требовалось умение делать просчеты, быть коммуникабельными и контактными, а также мобильными. Основная проблема заключалась в бумаге. Ее сложно было достать - изготавливалась такая, специально предназначенная для печати, в Сыктывкаре. Потому возникала необходимость каждый раз ехать туда за сырьем.

Сложность еще возникала в том, что только на фотографиях невозможно было делать журнал - качество печати не позволяло. Потому выкручивались как могли. Например, рисовали некоторые модели. К тому же, съемки показов мод проходили всего четыре раза в год. Постоянные читательницы знали это и больше ценили именно рисованные образцы, потому что те были "посвежее".

Интересно, что многие читательницы просили редакцию опубликовать какие-нибудь выкройки предметов гардероба, только-только входивших в моду. Например, штат сотрудников "Силуэта" разработали модели пилоток, которые носил потом весь Таллин.

Идеология

По словам писательницы, в Эстонии никто особенно не контролировал деятельность журнала. Все было более-менее спокойно. Хотя некоторые прецеденты все же случались. Например, художник на одном рисунке изобразил мальтийский крест. Какой-то политической подоплеки в ее идее не было, просто украшение. Однако цензура не хотела пропускать такое. Главного редактора даже вызывали в ЦКП.

Был случай еще более неприятный. Дизайнеру пришла в голову идея сделать украшение в виде стеклянного глаза. Нашли модель, решили сфотографировать, приложив кулон как раз к глазу. Оказалось, что председатель президиума Эстонской ССР ходил с искусственным глазом. Последовал строгий выговор.