Выставка необычных фотографий советской эпохи

2 мая 1945 года на крышу Рейхстага в Берлине - городе, освобожденном от нацистов, - поднялись три солдата и фотограф Красной Армии. Один из солдат взобрался на небольшую башню и установил на ней советский флаг. За его спиной изваянные из камня жуткие фигуры немецких героев перешагивают через край. Сделанный в этот момент снимок стал классикой военной фотографии - и интересным уроком, показывающим тонкую и размытую границу между историей и правдой.

Реальность жестока

Знамя победы Евгения Халдея появится на новой выставке "Шедевры советской фотографии" в галерее "Атлас" в Лондоне. "В фотографиях отражена не только великая история, но и ее тайна," - рассказал BBC Culture соучредитель галереи "Атлас" Бен Бердетт. "Это была постановочная фотография, но причина инсценировки того стоила, поскольку при первом поднятии флага не было фотографа, который мог бы запечатлеть этот момент. На следующий день фотограф вернулся вместе с солдатами и воссоздал эту сцену, поскольку они хотели запечатлеть момент поднятия советского флага над Рейхстагом."

У солдат не было настоящего флага, поэтому они водрузили над зданием его аналог, сшитый из трех красных скатертей с вышитыми серпом и молотом. По данным New York Times, отец и сестры Халдея были убиты нацистами, поэтому, увидев фотографию поднятия флага Иводзимы, сделанную Джо Розенталем двумя месяцами ранее, он попросил своего дядю создать импровизированный флаг и привезти его в Берлин, чтобы воссоздать свою версию знаменитого снимка.

Двойственность искусства

Фотография отражает двойственность, присущую и другим снимкам на выставке, взятым из личной коллекции 95-летнего фотографа Льва Бородулина. Они провозглашают величие Советского Союза - и одновременно демонстрируют все нюансы через призму экспериментальных техник. "Первое впечатление о снимках кардинально меняется, когда вы узнаете их историю," - рассказывает куратор выставки Майя Кацнельсон. "Советские фотографы проделали шедевральную работу по созданию грандиозного мифа о советском укладе и образе жизни. Думаю, их деятельность можно сравнить с героизмом: с одной стороны - создание идеологически правильных фотографий, с другой - стремление к максимальной художественной выразительности в узких установленных рамках."

Уникальная коллекция

"Бородулин был советским фотографом, сделавшим немало известных фотографий жизни в Советском Союзе в период с 1950 по 1970 года и запечатлевшим на снимках в основном спортивные мероприятия," - рассказывает Бердетт. За последние 70 лет Бородулин собрал коллекцию из более чем 10 000 фотографий. Она охватывает период с русской революции до 1960-х годов и включает фотографии из журналов, архивов и таких фотоагентств, как ТАСС.

Особое впечатление на Кацнельсон произвели фотографии Второй мировой войны. "Фотожурналисты, находясь между жизнью и смертью, создавали шедевры. Часть из них была призвана поднять дух всей страны, часть долгое время хранилась в архивах и не видела света на протяжении десятилетий после окончания войны."

Бородулин находит особый смысл в этих снимках. "Для меня это очень личное," - рассказал фотограф BBC Culture в своем доме в Тель-Авиве. "Многие мои родственники погибли, я дважды был ранен - мой отряд прошел всю войну от Москвы до Берлина. Это изменило мою жизнь и жизнь всей страны, изменило жизни всех, кого я знал. И я хочу, чтобы люди не забывали об этом." Когда Халдей запечатлел на своей фотографии сдачу Берлина, в Рейхстаге все еще велся огонь: по словам Бородулина, Халдей рисковал своей жизнью, чтобы сделать это фото. "Халдей был моим близким другом, мы проводили много времени вместе, вспоминая военное время, и каждый раз, как я приходил в небольшую фотомастерскую в его доме, я видел эту фотографию размером метр на метр, перед которой мы и сидели."

Коллекция демонстрирует российскую историю с другой точки зрения. "Коллекция обширна, она охватывает всю сталинскую эпоху, все советское время, Вторую мировую войну, холодную войну и даже больше,"- говорит Бердетт. "Некоторые были сделаны в самые темные годы сталинской эры - с исторической точки зрения они позволяют увидеть развитие и появление современной России через призму тяжелой промышленности и сельского хозяйства."

Эстетика советской фотографии

Но Бердетт и Кацнельсон интересует не только исторический аспект записей. "Нас больше интересовало развитие эстетики советской фотографии, творческий подход: конструктивисты, группа "Октябрь" - русский эквивалент Баухауса," - говорит Бердетт. "Мы отобрали работы таких мастеров своего дела, как Аркадий Шайхет, Александр Родченко, Яков Халип и Борис Игнатович."

Одним из центральных элементов советской эстетики была политическая обстановка, в которой работали фотографы. "Для большинства фотографий характерно фальшивое триумфальное изобилие, которое фотографы пытались запечатлеть на лицах людей. Этот элемент пропаганды - очевидный аспект снимков, эстетика, быстро вошедшая в моду благодаря своей мелодраматичности."

Но есть и другой ключевой аспект советской фотографии, который далек от триумфального изображения могущественного государства. "Во многом она характеризуется уровнем экспериментирования и импровизации, который не увидишь на Западе," - говорит Бердетт. "Русские фотографы создали новый подход к фотографии, включающий различные методики, среди которых - необычные обрезка кадра и ракурс съемки: они смотрят на предметы сверху или снизу, а не прямо, слишком часто прибегают к монтажу и коллажам."

Новый подход к искусству фотографии

По словам Кацнельсон, конструктивисты "отождествляли себя с политической революцией как художники-новаторы и намеревались построить новый мир посредством нового искусства." Группа "Октябрь" радикально изменила прессу. "В течение десяти лет - с 1925 по 1935 год - советские фото для прессы были самыми авангардистскими в мире."

"По советским фотографиям можно проследить не только историю страны, но и изменение идеологии - что снимать и как снимать," - утверждает Кацнельсон. Даже в 1960-х годах, в расцвет эпохи освобождения, все еще действовали определенные ограничения, о чем вспоминает Бородулин, отвечая на вопрос о том, какие фотографии ему нравятся больше остальных. "Наверное, одним из моих любимых является снимок пловца, который подвергся цензуре как "летающая задница". Я сделал его на своих первых Олимпийских играх в 1960 году в Риме, и тогда я впервые поехал в "страну капитализма". Я так радовался поездке, тому, что только начал работать в журнале "Огонек", и тому, что этот снимок был выбран для обложки."

Несмотря на это, фотография была раскритикована Михаилом Суховым, неофициальным главным идеологом коммунистической партии, который написал в "Правде", по воспоминаниям Бородулина, что "для "Огонька" публикация таких снимков - плохо, поскольку они слишком авангардистские и формалистичные."

Культ знаменитостей: был или нет?

Последняя фотография выставки демонстрирует развитие русского общества в 1920-х годах и то, как коллекция снимков может показать другой взгляд на историю. "Отличием этой коллекции от аналогичных за тот же период из американского журнала Life Magazine или европейского Picture Post было полное отсутствие фотографий знаменитостей," - говорит Бердетт.

"Не было фотографий Элвиса или Мэрилин Монро - не было культа знаменитостей. До момента появления в 1961 году великолепной фотографии Юрия Гагарина. До этого момента в России фактически не было знаменитостей, и в этом плане он был первым. Привлекательный мужчина, первый человек в космосе - неудивительно, что он стал первой героической фигурой в России - в 1961 году, что было очень поздно по сравнению с развитием культуры других стран. Этот снимок - один из последних в коллекции, и в каком-то смысле он символизирует конец великой советской эпохи."

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.