Как появилась Луна, почему вымерли динозавры, откуда на нашей планете взялась вода? 10 загадок и теорий о планете Земля, над которыми до сих пор бьются ученые

Казалось бы, столько всего уже изучено о нашей родной планете и столько тайн раскрыто, но до сих пор существуют определенные вещи и явления, которые наука не может объяснить. От воды, которая покрывает большую часть поверхности Земли, до Луны, вращающейся вокруг нее, сколько еще тайн ученым придется разгадать?

Как появилась вода на планете?

Вод, вода везде. Она покрывает 70 % поверхности Земли, что дало той второе название: «голубая планета». И хотя вода, как и воздух, это то, без чего мы не можем представить наше существование, наука до сих пор не может ответить на вопрос, откуда она взялась.

Большинство ученых считают, что 4,5 млрд лет назад, когда наша Земля только образовалась, это была сухая каменистая планета. Одна из самых популярных научных теорий гласит, что вода (H2O) появилась на планете вместе с несколькими гигантскими астероидами, заполненными льдом.

Другая теория предполагает, что вода возникла в недрах Земли благодаря химическим реакциям. Как бы там ни было, все сложилось более чем благополучно, и на нашей планете благодаря воде образовалась жизнь. Хотя загадка появления этого важного элемента до сих пор будоражит умы ученых.

Что насчет кислорода?

Как было сказано выше, без воды и кислорода жизнь на нашей планете была бы невозможна. И хотя мы на самом деле знаем, как появился кислород, но все же кое-что для нас остается неясным.

Согласно науке, кислород на нашей планете возник около 2,4 млрд лет назад. Древнейшие микроорганизмы - цианобактерии (сине-зеленые водоросли) - выделяли кислород, как ненужный продукт жизнедеятельности, за счет чего атмосфера наполнялась столь необходимым для нас газом. Но для ученых остается загадкой, почему уровень кислорода в разные периоды времени существования планеты то резко увеличивался, то понижался, пока 540 млн. лет назад наконец-то не стабилизировался. С тех пор он остается на том уровне, который мы ощущаем сегодня и который позволяет нам существовать.

Что заставило его внезапно стабилизироваться? Это остается одной из самых больших научных загадок о нашей родной планете.

Что вызвало Кембрийский взрыв?

Нет, Кембрийский взрыв не имеет ничего общего с Большим взрывом. Этим понятием называют бурный всплеск роста сложных форм жизни на планете, который произошел около 540 млн лет назад. На протяжении миллиардов лет до этого жизнь на планете была представлена только бактериями, эукариотами и простыми растениями. Но в начале Кембрийского периода эволюция пережила крутой скачок от простых форм жизни к сложным, и начала развиваться бешеными темпами.

У новых форм жизни внезапно развился скелет, появились глаза и мозг. Многие из существующих ныне животных могут проследить свою родословную вплоть до кембрия. Некоторые ученые считают, что Кембрийский взрыв произошел в результате формирования атмосферы из вышеупомянутого кислорода. Но доказательств этой теории нет.

Возможно ли предсказать землетрясение?

Несмотря на все достижения науки и интенсивные исследования Земли, мы до сих пор не смогли найти способ, который бы помог с точностью спрогнозировать и предсказать предстоящие землетрясения. Наука может объяснить принцип землетрясений, как они происходят и какие процессы при это задействованы. Но ответить, почему они случаются и как их предсказать заранее, ученые до сих пор не в силах.

Когда началось движение земной коры?

Одна из причин, почему мы не можем предсказывать землетрясения, заключается в том, что мы очень мало знаем о процессе, который их вызывает, – тектонике плит. Земная кора состоит из нескольких постоянно находящихся в движении тектонических плит, и ученые могут только догадываться и предполагать, когда впервые начался этот процесс. Согласно одной из теорий, тектоническая активность началась около 3 млрд лет назад, но как это произошло, остается загадкой.

Что скрывает в себе ядро планеты?

Может показаться, что человечество уже успешно изучило самые отдаленные уголки нашей планеты, но на самом деле мы только слегка «поцарапали» ее поверхность. Большая часть Земли остается до сих пор практически неисследованной. Мы знаем, что под земной корой находится мантия – слой планеты, состоящий из различных видов пород. Но само ее "сердце" остается для нас загадкой.

В течение многих лет ученые считали, что земное ядро в основном состоит из железа и никеля и наиболее близко к составу железных метеоритов, являющихся фрагментами ядер астероидов и протопланет. Но в 1950-х годах они обнаружили, что плотность ядра на порядок меньше, чем у сплава из железа и никеля. Считается, что ядро Земли содержит в себе намного больше элементов, чем железные метеориты.

Что случилось с динозаврами на самом деле?

Бедные динозавры. На протяжении миллионов лет они были бесспорными хозяевами планеты, пока 65 миллионов лет назад не случилось нечто, что послужило концу их эпохи. Что произошло на самом деле? Существует две широко распространенные теории.

Одна из них предполагает, что вымирание древних властелинов Земли началось из-за столкновения нашей планеты с астероидом. Другая заявляет, что гибель динозавров была вызвана катастрофическим увеличением вулканической активности. Какая бы из этих теорий ни была верна, результат в обоих случаях одинаков: пыль и осколки могли надолго задержаться в атмосфере и закрыть солнце, тем самым нанеся ущерб таким жизненно важным процессам, как фотосинтез. Температура на планете поднялась бы до критического уровня из-за парниковых газов в атмосфере. Обе теории об астероиде и вулканической активности подтверждаются разнообразными научными открытиями.

Как образовалась Луна?

Существует несколько основных теорий, которые пытаются дать объяснение появлению Луны. Многие считают, что спутник нашей планеты появился из-за столкновения формирующейся Земли с небольшой протопланетой. Однако образцы лунного грунта показали, что химический их состав очень похож на земной. Это говорит о том, что, возможно, она не являлась отдельным космическим телом, а была сформирована из куска самой Земли. Еще одна теория предполагает, что Луна была отдельным телом, которое было притянуто нашей планетой на орбиту. Эта теория обеспечивает лучшее объяснение того, почему только одна сторона спутника обращена к нам.

Как Земля получила свое название?

Интересный факт: наша планета - единственная в Солнечной системе, имя которой не происходит от римского или греческого бога. Название «Земля» произошло от древнеанглийских и немецких слов, означающих «земля, основание», но никто не знает наверняка, когда и кем было впервые дано нашей планете это название.

Основная теория того, почему это название не имеет связи с древней мифологией состоит в том, что в древности люди не рассматривали ее в качестве планеты. Они считали, что остальные планеты Солнечной системы были небесными телами, вращающимися вокруг Земли, поэтому и называли их соответственно.

Каким образом сформировались сибирские кратеры?

Эти кратеры являются одной из самых странных геологических загадок планеты за последнее время. Расположенные на Ямале и Гыданском полуострове в России, эти огромные зияющие дыры в земле были обнаружены в 2014 году. С тех пор количество их растет, как и теории, пытающиеся объяснить их появление: начиная от удара метеорита и заканчивая «инопланетянами».

Наиболее распространенная теория предполагает, что дыры образуются из-за взрыва пузырьков метана при нагревании вечной мерзлоты в Сибири. Но наука опровергает эту теорию.

Какая из этих загадок вам кажется наиболее невероятной?