На Аляске ученые пытаются понять жизнь на других планетах, собирая микробы в туннелях

Тема инопланетян поднималась уже сотни раз. Обычно их представляют существами с головой, руками и ногами. Еще один популярный образ инопланетян – огромное чудовище с клешнями и щупальцами. Но ведь внеземные формы жизни могут быть совершенно иными, например, микроскопически маленькими. Об этом заявили ученые, обнаружившие во льдах Аляски процветающую колонию микроорганизмов.

Жизнь в вечной мерзлоте

Все мы знаем, что вода превращается в лед при температуре 0 °C. Если ее соленость составит 40 %, точка замерзания опустится до -2,2 °C. Подземные и подводные водоемы с такой водой называют криопэгами. Они образуют своеобразные карманы в вечной мерзлоте. Располагаются криопэги, как правило, на глубине не менее 6 метров. Ученые не рассчитывали найти там жизнь, поэтому изучением подобных экосистем занялись совсем недавно.

Криопэги они нарекли жидкой мерзлотой. Образовались эти системы примерно 50 тысяч лет назад в период одного из масштабных ледниковых периодов. С тех пор криопэги остались нетронутыми. Это означает, что в них можно обнаружить очень древних живых существ. Но откуда они там возьмутся? Кто может выжить при минусовой температуре, да еще и в очень соленой среде? Оказывается, такие существа есть.

Исследования на Аляске

Этот край палеонтологи считают самым благодатным. В вечной мерзлоте, покрывающей северные регионы Аляски, уже много раз находили уникальные артефакты. Однако обнаружить в такой среде жизнь никто и не мечтал.

Вашингтонский университет в мае 2018 года отправил на Аляску группу ученых, которые должны были взять пробы воды из подземных криопэгов. Работы проводились близ городка Уткиагвик (Utqiagvik), который расположен в северной части Аляски. Это район вечной мерзлоты. Глубина промерзания почвы здесь составляет 400 метров.

Ученые проводили исследования примерно в миле от городка. Они прорубили в вечной мерзлоте туннель. Человек среднего роста мог передвигаться в нем только в согнутом положении. Этот туннель позволил ученым ближе подобраться к обнаруженному криопэгу. Находился этот соленый водоем на глубине примерно 6-7,5 м. Исследователи в полу туннеля пробурили узкий шурф. Спуститься в него мог только человек стройной комплекции. Таким оказался ученый Закхари Купер. Его обвязали крепкой веревкой и спустили в прорубленное отверстие. Примерно на глубине 6 метров ученый собрал в специальный контейнер образцы мерзлой воды.

Изучив ее, специалисты обнаружили в ней процветающую колонию микроорганизмов marinobacter. Ученых изумляет жизнестойкость этих микроскопических существ. Они прекрасно себя чувствуют при минусовых температурах. Более того, они активно размножаются в воде, соленость которой составляет 14 %. Если бы такой раствор делали хозяйки при консервации продуктов, их соления хранились бы вечно, так как в них не осталось бы ни единого микроба.

Как на Марсе

Ученых давно удивляет и восхищает живучесть микроскопических существ. Например, в Чернобыле обнаружили плесневые грибы, питающиеся радиацией. Что едят микроорганизмы, найденные в криопэгах? Возможно, соль. У ученых пока нет ответа на этот вопрос. Однако уже сейчас есть предположение, что на Марсе имеются подобные экосистемы. Есть мнение, что некогда на этой планете были довольно плотная атмосфера и вода. Сейчас условия на Марсе иные. Атмосферы там почти нет, а вода находится в замороженном состоянии. Возможно, под толщей льда тоже есть криопэги, а в них - живые микроорганизмы.

Такая же картина может наблюдаться и на Титане. Это крупнейший спутник в нашей Солнечной системе. Абсолютно точно установлено, что на поверхности Титана есть жидкость.

Не исключено, что подобные живые организмы могут обнаружиться на спутниках Юпитера Ганимеде и Европе. Поверхность последнего покрыта льдом, под которым может быть жидкая вода. Кроме того, у Европы есть даже атмосфера, а в ней - кислород.

В нашей Солнечной системе имеются и другие космические тела, в составе которых присутствует лед. Ученые не исключают, что под его толщей могут находиться криопэги, а в них процветает внеземная жизнь.

Все эти гипотезы ждут проведения исследований. Специалисты НАСА объявили, что в 2026 году на Титан будет запущен модуль под названием «Стрекоза». Он просканирует поверхность спутника в поисках внеземной жизни. Стоимость проекта составляет более миллиарда долларов. Как знать, возможно, не за горами тот час, когда мы познакомимся с реальными инопланетянами. Правда, увидеть их можно будет только в микроскоп.

Как вы считаете, нужно ли на других планетах искать микроскопические формы жизни?