Мальта скрывает: причина появления глубоких следов на острове не разгадана

Клафхэмский узел, или же Мисра́х Гар Ил Кбир - это доисторический мегалитический памятник к востоку от скал Дингли на юго-западе острова Мальта, расположенного в 80 км к югу от Италии. Это таинственная сеть глубоких трещин в скалах. О том, каков точный возраст этого феномена и каким образом он возник, до сих пор спорят ученые. Давайте совершим виртуальную экскурсию по этому удивительному месту и окунемся в загадки прошлого.

Почему «Клафхэмский узел»?

Мисра́х Гар Ил Кбир часто называют «колеями от повозок». А Клафхэмский узел - тоже неформальное название, данное мегалитическому памятнику одним англичанином, имя которого история не сохранила. Он сказал, что эти многочисленные «следы от колесниц» напоминают ему знаменитую лондонскую железнодорожную станцию «Клафхэмский узел».

Когда был создан Клафхэмский узел?

Большинство ученых считают, что этот памятник был создан приблизительно за две тысячи лет до нашей эры. Для того чтобы понять, когда именно это произошло, нужно совершить небольшой экскурс в историю Мальты. Остров был заселен людьми с соседней Сицилии еще с 5900 года до нашей эры. Это были крестьяне, которые настолько истощили местную почву, что острова стали необитаемыми. Вторая волна заселения Мальты датируется 3850 годом до н.э. Там возникла таинственная цивилизация, построившая мегалитические храмы, подобные тем, которые характерны для крито-микенской культуры. Они до сих пор являются самыми древними зданиями в мире. Но приблизительно в 2350 году до нашей эры эта цивилизация погибла. А затем настал бронзовый век, и Мальту заселили воинственные народы, прибывшие с острова Сицилия. Именно в этот период времени, как полагают археологи, и были созданы эти странные борозды, тайна которых так и не разгадана.

Другие места с колеями

Клафхэмский узел - не единственное место с бороздами в известняковых скалах на Мальте. Подобные памятники существуют в других районах острова, а также на соседнем острове Гозо. Борозды достигают глубины 60 см и расположены на расстоянии от 110 до 140 см друг от друга. Некоторые из них пересекаются под разными углами, другие образуют узлы, похожие на железнодорожные стрелки. Бусевдиен в Сент-Полс-Бэй, Наксар, Сан Гванн и Биднийя – это лучшие из сохранившихся «следов повозок». На Гозо самые интересные следы расположены на плато Та-Ань, в Саннате. Но самыми впечатляющими остаются все же борозды Мисра́х Гар Ил Кбир на острове Мальта.

Теории происхождения борозд

За все это время возникло множество гипотез о том, кто и зачем проложил загадочные колеи. Часто говорят о том, что это на самом деле следы от повозок, оставленные в течение столетий в мягкой породе известняковых скал. В 2008 году даже был сделан эксперимент, авторы которого пытались доказать, что колеи проложены телегами на деревянных колесах или санями-волокушами, которые разрушали скальную породу с течением времени. Эрозия почвы в конце концов привела к тому, что телеги начали ездить по голой скале, а борозды в ней постепенно углублялись. Когда же они становились уж слишком глубокими, то возницы находили другой маршрут. Но другие ученые не согласны с этой теорией. Они считают, что для того, чтобы оставить колеи такой глубины, груз должен был быть невероятно тяжелым. А если борозды выдолбили специально, чтобы облегчить перемещение грузов, то колеса, которые по ним ехали, должны были иметь огромный диаметр, не менее 140 см, чуть ли не как у «Камаза». А это кажется маловероятным. К тому же сами колеи очень неровные. Вряд ли кто-нибудь специально бы строил дороги такого низкого качества.

Есть гипотеза, согласно которой эти колеи старше эпохи бронзового века. Ее авторы считают, что следы оставили повозки, на которых транспортировали огромные каменные блоки для строительства мегалитических храмов. Но проблема в том, что борозды проложены в одних местах, а храмы стоят совершенно в других. Мальтийский археолог Энтони Бонанно считает, что колеи продолблены финикийцами для системы ирригации, то есть возникли не так уж давно, а именно - в 7 веке до нашей эры. Согласно этой теории, борозды служили для отвода или сбора воды. Но тогда непонятно происхождение парных борозд.

Географическое объяснение

В последнее время географы и геологи подвергли критике исторические гипотезы использования борозд для транспортировки грузов. Оказалось, что некоторые глубокие колеи обрываются на краю крутых скал, в то время как другие уходят в море, продолжаясь под водой, а иногда снова выходят на берег на другой стороне залива. Рядом с побережьем и морем колеи начинают напоминать уже не следы от повозок, а прямоугольники и треугольники. Поэтому географы выдвинули свою гипотезу о том, что так называемые борозды являются естественными разломами в породе, характерными для геологических образований этого региона.

Так называемая мегалитическая эпоха (историки сейчас употребляют другие термины, потому что этот считают устаревшим), относится к наиболее загадочным и наименее изученным периодам в истории человечества. От Малой Азии и Кавказа до Ирландии и Пиренеев мы встречаем следы этих культур, оставивших нам странные храмы и алтари из необработанных каменных блоков. Поэтому любые следы ее (или того, что мы за нее принимаем), поражают наше воображение. Но разгадаем ли мы когда-нибудь эти загадки?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А рядом с вами есть какие-нибудь следы мегалитических культур, например дольмены?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Интересно и познавательно)))
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.