В наш век компьютерных технологий мы отдалились от природы, перестали ее понимать. Наши предки жили иначе. Они верили, что у каждого дерева есть душа, что в лесах живут лешие и кикиморы, а в водоемах – водяные и русалки. Люди просили у этих сущностей помощи, задабривали их, чтобы те не мешали выращивать богатый урожай, ловить рыбу, охотиться.
Сейчас такое поведение предков выглядит наивно, но в нем есть глубокий смысл. Подумайте сами, ведь нельзя у природы только брать. Ей обязательно нужно что-то отдавать взамен.
Кроме того, наши деды и прадеды умели подмечать различные приметы и точно связывать их с грядущими событиями. Это был своеобразный прогноз погоды, который никогда не ошибался.
16 апреля
В этот день и сейчас православные христиане чтят память преподобного Никиты исповедника. В народе 16 апреля называли по-разному: Никитин день, Угощение водяного, Водопол, Никита – ледолом. Этому есть логическое объяснение.
Особое значение наши предки придавали середине весны. Во многих областях России в этот период на реках начинался ледоход. Люди верили, что в каждом водоеме живет водяной. Зимой он спал на дне, а 16 апреля просыпался. Хозяин рек и озер начинал крушить лед, чтобы выбраться на поверхность и сделать глоток чистого воздуха.
Порой он очень ругался. Тогда люди слышали треск, скрежет и другие звуки. Разумеется, их создавали ломающиеся льдины, но наши предки считали, что так шумит разгневанный хозяин водоемов. Он злился, потому что очень хотел есть, ведь целую зиму у него во рту маковой росинки не было. Вот и спешили его накормить и утихомирить. В противном случае царь речной мог оставить рыбаков без улова и наслать другие напасти.
С табаком и старыми лаптями
Существовало несколько обрядов, которые проводили 16 апреля. Во время одного из них на реке ставили сети. Самую хорошую рыбу из первого улова отбирали. К ней добавляли буханку хлеба, щепотку соли, немного табака и стопку водки. Все эти угощения бросали в реку и говорили: «Возьми, дедушка водяной, наши гостинцы и табачок, а нам рыбки дай».
Также в воду бросали старый сапог или лапоть. При этом произносили: «Черт! Возьми лапти, загоняй рыбку».
С лошадью
Этот обряд отличался некоторой жестокостью. Однако в древние времена богам и высшим силам часто приносили кого-нибудь в жертву. Такие тогда были нравы. У нас на Руси рыбаки заранее на деньги артели покупали старую лошадь. За нее нужно было заплатить столько денег, сколько просил продавец. Торговаться запрещалось. Животное откармливали.
Накануне дня Водопола в гриву лошади вплетали красные ленточки. Тело животного смазывали соленым медом. Далее кобылу приводили к реке, связывали ей ноги, на шею надевали два жернова. Ровно в полночь на 16 апреля лошадь топили. Если река была еще покрыта льдом, ее просто опускали в прорубь.
Если вода уже была открытая, рыбаки садились в лодку, отплывали от берега и тянули животное за собой. На берегу оставался самый старший рыбак. Он прислушивался к звукам и старался их истолковать. Он же указывал, когда лошадь можно топить. Если это происходило быстро, значит, водяной принял подарок. Тогда счастливые рыбаки отправлялись праздновать.
Но бывало и так, что лошадь долго боролась за свою жизнь. В этом случае наши предки считали, что водяному не понравился подарок. Люди боялись, что хозяин реки уйдет в другой водоем и всю рыбу с собой заберет.
Когда лошадь скрывалась под водой, в реку выливали масло (растительное или сливочное топленое). При этом говорили: «Вот тебе, дедушка водяной, гостинец на новоселье. Люби и жалуй нашу семью».
С коровой
16 апреля совершали еще один обряд. Женщины пекли ржаной хлеб. Его освящали в церкви, а в полдень надевали на рога коровам. Люди верили, что после этого животные будут давать много молока.
Приметы
В Никитин день наши предки внимательно смотрели, какая стоит погода. Существовали такие приметы:
- Вода поднялась выше нор кротов – в ближайшее время будет настоящий потоп.
- Нет ледохода на реке – хорошей рыбалки не видать.
- Мать-и-мачеха расцвела – ночью жди какой-нибудь беды.
- Дождь на 16 апреля к поздней и ненастной весне.
- Сока березового очень много к дождливому лету.
- Длительные раскаты грома к ненастью на несколько грядущих дней.
- Если 16 апреля наблюдается гроза, а гром при этом гремит протяжно и не очень резко, то ненастье продлится еще несколько дней.
- Ветер с южной стороны дует к урожаю яровых, а с северной – к дождю.
Сейчас уже никто не верит в водяного. Разумеется, его не угощают. Однако можно присмотреться к приметам. В них сохраняется народная мудрость, которая не дает разорваться незримой нити, соединяющей нас с нашими далекими предками.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание