Ее первый роман вышел в 1999 году, с тех пор писательница не перестает радовать читателей новыми произведениями. Правда, признается, что не всегда получается писать столько, сколько хотелось бы, а с годами приходится работать над внутренним отношением к любимому делу. Татьяна Устинова периодически испытывает недовольство собой, ведь придумывать новые истории на протяжении десятилетий не так просто. Учитывая, как изменились времена: в начале 2000-х отечественная современная литература только-только начинала развиваться, а сегодня авторами могут стать все желающие.
Тогда и сейчас
Писательница признается: легко даются первые книги, когда ты полон сил и вдохновения. Подобное, она уверена, можно найти и в других творческих профессиях. Например, в актерстве, когда студенты театральных вузов на последнем курсе ощущают себя бездарностями. “Наступает новый уровень ответственности, порой и беспомощности, что не получается сделать, как задумывалось изначально. Такое понимание отсутствует в начале пути, когда ты только начинаешь заниматься любимым делом, когда кажется, что так будет всегда. Но любая работа, особенно если она длится годами, требует перемен как внешних, так и внутренних”, – рассуждает Татьяна. Сравнивая себя в начале литературной карьеры и сегодня, когда ее имя не нуждается в представлении, она вспоминает, что и на рубеже нового столетия было непросто пробиваться на рынке, который был еще мало освоен. Сейчас она меньше получает упоения и гордости от вышедшей книги, что, в свою очередь, обрастает еще большим недовольством собой и анализированием ошибок.
Его величество вдохновение
В 2022 году вышла новая книга из серии приключений Марины Покровской. В “Роковом подарке” известная писательница пускается в новое детективное расследование, и понятно, что этот образ отчасти списан с самой Устиновой. Она, как и ее героиня, пускается в создание новой книги, словно в омут с головой. Однако не всегда все идет своим ходом – как у многих авторов, персонажи не всегда хотят “прыгать” на страницы:
В голове писателя все выдуманное предстает живым, герои отличаются другим внутренним миром, нежели миром создавшего их автора. Бывает непросто заставить их поступить так или иначе.
Как бывает у многих ее коллег по перу, иногда Устинову буквально накрывает с головой. Такие периоды она называет запойными. “Вдохновение приходит в самые неожиданные моменты, но это самые потрясающие моменты. Даже читая книгу, можно увидеть, как текст отличается, когда он пишется на одном дыхании, а другой – медленнее, поэтапно. Может казаться, что автором являюсь не я, когда кто-то шепчет мне текст. Мое дело остается в том, чтобы перенести услышанное на бумагу”.
Секреты профессии
Татьяна Устинова отмечает, что нет особой разницы, где именно работать над книгой. Сама она живет за городом, но не работает в саду, как, например, это делал Солженицын, создавая романы на даче Ростроповичей. Об уютном садике можно только мечтать, и мечтают об этом многие писатели – как правило, даже если есть дача, сама работа непосредственно проходит в комнате, за письменным столом.
Писательница признается: она не обращает внимания на окружающий шум, но есть вещи, которые обязательно должны быть рядом. “Моя собака спит на моих коленях, когда я работаю. Это своеобразный ритуал, который длится уже несколько лет. А еще я люблю всякие ручки, карандаши и записные книжки, чтобы создавалось ощущение творческого хаоса”, – рассказывает Устинова. Сам текст она набирает на компьютере, а всевозможные заметки и цитаты оставляет в записных книжках. Их она постоянно носит с собой на случай, если необходимо что-то быстро записать.
Для работы нужна свободная голова
Трудно поверить, но себя Татьяна Устинова считает ленивым человеком. Жизненные ситуации заставляют ее выходить из зоны комфорта, особенно когда она понимает, что решить их может в данный момент только она:
У писателей особенная работа. Невозможно сосредоточиться, если жизнь отвлекает. Когда приходится мчаться за детьми в институт или к врачу, писать в это время не получается. Аналогично, когда приходят неожиданные гости и нужно переключиться на них. Идеально, когда все текущие проблемы решены, тогда наступает время и место в голове для работы.
Подруга своей героини
Марину Покровскую писательница считает близкой подругой – они рядом несколько лет и обязательно создадут вместе еще не одну книгу. Свою литературную героиню Устинова умеет прорисовывать отличной от себя, ее она считает более импульсивной. Хотя общее у них тоже имеется: “Я постаралась сделать ее похожей не меня внешне – стрижка, рост, очки. У Марины практически всегда ветер в голове, мой же ветер давно улегся”.
Татьяне есть, что рассказать о себе: по ее признанию, она не способна на принятие быстрых решений, дома достаточно скромная, позволяет мужу брать на себя хозяйственные заботы, смущается при комплементах в свой адрес. А еще обожает свою одежду: “Дома мой стиль существенно отличается от публичных выступлений. Считаю, в домашней одежде женщине должно быть комфортно и легко, чтобы муж мог отметить красоту природную, а не созданную косметикой”, – резюмирует Устинова.
Татьяна старается ловить вдохновение и удерживать его как можно дольше. Во время работы она думает только о тексте, о происходящем на страницах будущей книги. Одновременно это и дар, когда ничего другое не интересует, и проклятие, когда становишься зависимым от текста.
Со страниц на экран
Телевизионная адаптация книг писательницы началась с романа “Всегда говори “всегда” – в 2003 году вышел знаменитый сериал с Марией Порошиной в главной роли. На сегодняшний день экранизировано около пятидесяти произведений Устиновой. Сама она никогда не участвует в процессе съемок, не дает никаких советов и ничего не контролирует:
Мне нравится не все, что получается из моих произведений. Но я понимаю, что это не книга, а другой жанр, снятый в том числе по правилам телевидения. Потому я сразу решила, что ни во что вмешиваться не стану. В противном случае я бы не позволила ни одному сериалу выйти на экраны, поскольку всегда нашлось бы что-то, что отличает мое видение от задумки режиссера.
Писательница добавляет, что в таких случаях просто договаривается с собой: “Я себя убеждаю, что следует отдать права на экранизацию, если студия намерена в экранизации. Дала разрешение и забыла. Да, результат на экране может кардинально отличаться”. Что до воплощения Марины Покровской, на экране ее сыграла актриса Кристина Бабушкина – этим образом Устинова осталась довольна.
Кстати, впервые на телевидении Татьяна появилась несколько лет назад. Сегодня она ведет собственную телепередачу, куда приглашает известных людей. Она признается, что при всей скромности появляться на публике не боится – с этим страхом она справилась давно.
Открывая границы невозможного
За что писательница любит свою профессию? За возможность оказаться там, где не всегда получается быть в реальной жизни: “Это настоящий дар, когда ты можешь прочувствовать шум моря, скрип песка под ногами или крик чайки. Ничего особенного для такого волшебства не нужно – достаточно листка бумаги и немного воображения. И конечно, должен быть интересен человек, его судьба”.
Как она успевает писать книги и вести передачу на телевидении? И здесь Татьяна знает секрет: “Моя лень заставляет меня делать все быстро и качественно. Не люблю тянуть с делами, делаю с первого раз так, что не приходится переделывать”. Устинова признается:
Конечно, если смотреть со стороны, получается, что работы много, и писательской, и телевизионной, на которую уходит неделя каждый месяц. Но я живу с ощущением постоянно недоделанных дел и каких-то упущенных возможностей и хожу, и езжу только туда, где действительно интересно.
Соцсетям она предпочитает живое общение, поэтому много посещает творческих вечеров и становится приглашенным гостем ток-шоу.
Выбор жанра и свои кумиры
Татьяна признается, что детективный жанр изначально вызывал писательский интерес. Здесь, уверена автор, скрыта невероятная, вопиющая свобода: “Писателю открываются все двери, можно творить что хочется! В моих силах наградить кого-то любовью, подарить бездомной собаке хозяина, одинокую женщину свести с хорошим мужчиной. Создавая все это в своих книгах, я получаю железное алиби “в детективе возможно все” и никто не смеет меня упрекнуть в неправдоподобности”.
Сама Устинова любит книги, много читает. Свою страсть к литературе она выражает короткой фразой “Жизнь есть, когда есть книги и еда” и превратила в настоящее коллекционирование: писательница ищет старые произведения, в особенности детективы 50-х годов. Она увлекается поэзией, хотя сама стихов не пишет, шутливо добавляя, что читает исключительно великих поэтов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание