В преддверии "Оскара": история традиции раскатывать красную дорожку

Весь киномир во главе с фанатами замер в ожидании: уже завтра, 24 февраля, состоится очередная церемония вручения премии «Оскар», и мы узнаем, какой актер и какая актриса признаны лучшими на сей раз, чей фильм обошел остальных и какой режиссер одержал победу. А пока мы в нетерпении отсчитываем минуты до начала трансляции, можно вспомнить о незыблемой традиции расстилать перед звездами церемонии красную ковровую дорожку. Кстати, а откуда она взялась – эта традиция?..

Все началось с Агамемнона?

Филологи, литераторы и прочие неравнодушные люди хорошо знакомы с текстом пьесы древнегреческого писателя Эсхила, повествующей о короле Агамемноне (согласно мифам, такой человек действительно существовал), который возвращается с войны – и не просто так, а именно по «малиновому пути». Это первая (458 год до н. э.) из всех известных отсылок к традиции раскатывания красной дорожки, и потому именно ее многие считают началом зарождения данного ритуала. Впрочем, у подобного мнения есть и противники – например, профессор из Стэндфордского университета Р. Мартин считает, что в мире Эсхила были не приняты подобные вещи. Некоторые ученые полагают, будто Эсхил вдохновился культурой Ближнего Востока, где подобные действия были совсем не в новинку.

У исследователей эсхиловского произведения возникает много вопросов в связи с использованием автором в своей пьесе красной ковровой дорожки. Дело в том, что древние греки считали красный (пурпурный) цветом богов, священным и недоступным простым смертным. Агамемнон был хоть и королем, но все же не богом, а обыкновенным человеком. И потому, когда перед ним развернули красную ковровую дорожку, чтобы нога его не касалась земли, он, хоть и чувствует в тот миг вкус власти и наслаждения, все же не решается на нее наступить – ведь тем самым он проявит святотатство.

Королевский цвет

Надо сказать, греки были далеко не единственным народом, который почитал красный цвет божественным и относящимся к высшей власти. Еще в конце 1200 годов тогдашний папа римский постановил, что лишь кардиналы – как наиболее высокопоставленные лица католической церкви – могут облачаться в красные одежды. Примерно в то же время европейские политические лидеры – короли, императоры и так далее – разных стран, также отнеся себя к самым высокопоставленным лицам того или иного государства, стали одеваться в красное. Исследователи отмечают: эта традиция распространялась не только по Европе – так, и ацтеки, и инки также считали красный цветом аристократической верхушки, элитного общества.

Почему такой почет?

Отчего же цветом высшего общества был избран именно красный из всего многообразия оттенков? Объясняется этот феномен просто. Дело в том, что до появления синтетических красителей (а произошло это лишь в девятнадцатом столетии) красный краситель был чрезвычайно дорогим, соответственно, и вещи подобного оттенка стоили дорого. Позволить себе носить их могли только очень обеспеченные люди. Некоторые продавцы сознательно хитрили, обманывая покупателей – они использовали дешевые красители, но выдавали ткань за дорогую. Позднее вышел закон, запрещающий подобное мошенничество.

Кстати, еще одной косвенной причиной выбора красного цвета в качестве «элитного» является причина религиозная: красный – цвет крови, в католицизме он долгое время символизировал мучеников и безвинных жертв.

Удешевление

Итак, долгое время простой люд элементарно не мог себе позволить красные вещи – и не только одежду, но, конечно же, и ковры. Впрочем, «ничто не вечно под луною» - и постепенно ситуация начала меняться. Это произошло в шестнадцатом веке, после завоевания испанцами нынешних Центральной и Южной Америки. Испанцы сделали красный краситель из самок кошенильных насекомых – и стали продавать его по всей Европе. Он быстро вышел на рынок, и дошло до того, что другие колонии начали разводить этих насекомых с целью создания и продажи красителя.

Однако что касается самих ковров, тут особо радоваться было нечему, поскольку их делали вручную, и хотя стоимость красителя упала, цена ковра возросла. Так продолжалось до появления синтетического химического красителя и автоматического плетения покрытий, нашедших массовое распространение к середине девятнадцатого столетия. К этому времени на всей территории Штатов уже успешно функционировали ковровые фабрики. Люди внезапно обнаружили, что им не нужно быть частью элиты, чтобы иметь возможность покупать красные вещи. И хотя этот цвет все еще продолжал восприниматься как цвет элиты, предназначенный лишь для богачей, отныне вещь подобного оттенка мог приобрести абсолютно любой желающий.

Впрочем, и богачи красным отнюдь не гнушались. Широко известен тот факт, что в Джорджтауне жители в 1820 годах постелили ковровую дорожку яркого красного оттенка перед президентом Джеймсом Монро в ходе его визита в этот городок.

«Ковровая терапия»

Эта фраза, нынче популярная в Голливуде, впервые была употреблена вовсе не применительно к киношным знаменитостям, но… к пассажирам поезда. Да-да, никакой ошибки. Дело в том, что в начале двадцатого века – вплоть до 1967 года – на нью-йоркской центральной дороге существовал знаменитый экспресс, курсировавший из Нью-Йорка в Чикаго гораздо быстрее, нежели иные поезда. Он широко рекламировался, и в этой рекламе среди прочих плюсов данного состава называлась и скорость – причем как знак качества, высшего класса, «роялти». А потому вовсе не удивительно, что на центральной станции к прибытию поезда разворачивали красное ковровое полотно – для его пассажиров. Ведь приобрести билет на такой поезд могли далеко не все! Впрочем, принадлежать к королевской семье, чтобы пройти по красной дорожке к составу, было вовсе не обязательно – достаточно было быть в меру обеспеченным, чтобы суметь купить билет.

Кстати, ковровое полотно перед поездом было далеко не единственным проявлением «лакшери» - на борту поезда пассажиров ждало роскошное обслуживание.

Добро пожаловать в Голливуд!

Вскоре после того, как красную дорожку стали разворачивать перед нью-йоркским экспрессом, эта традиция достигла Калифорнии. Ходят слухи, что в Голливуд данный обычай привез Сид Гроуман, легендарный владелец театра – на премьеру «Робин Гуда» в Египетском театре в 1922 году. Звезда этой картины Дуглас Фэрбэнкс был одним из первых, кто прошел по ковровой дорожке на премьере.

В 1961 году, когда церемония вручения премии «Оскар» впервые транслировалась по телевизору, Академия кинематографических искусств и наук переняла данную традицию – дефиле по ковровой дорожке. Зрители могли наблюдать за знаменитостями, шествовавшими по ней. Но только три года спустя, когда телевидение стало цветным, поклонники церемонии смогли увидеть, что дорожка – красного цвета.

Сегодня все те знаменитости, что движутся к заветному «Оскару» по красной ковровой дорожке, служат тем же целям, что и их предшественники. И кто поспорит, что кинозвезды – своего рода современные короли?..

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Честно говоря, я прежде даже никогда не задумывалась об истории происхождения красной ковровой дорожки. А вы? Может быть, вам известны еще какие-то любопытные факты, которыми вы можете поделиться? И кстати, «Оскар» смотреть планируете?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.