Агнотология - наука, изучающая намеренное распространение обмана

В 1979 году была рассекречена записка, принадлежащая табачному производителю Brown & Williamson. На самом деле она была составлена десятью годами ранее и включала в себя описание целого набора приемов, успешно противостоящих антисигаретным акциям. Там есть самый любопытный раздел, который учит порождать сомнения в головах у потребителей. По мнению владельцев табачного бизнеса, часть людей знает, что сигареты – это зло, часть людей сомневается. Однако если существует хоть один способ вызвать спор и полемику, тогда у производителя есть все предпосылки перетянуть на свою сторону сомневающихся.Роберт Проктор

Независимое расследование Роберта Проктора

Профессор истории Стенфордского Университета Роберт Проктор заинтересовался этим случаем. Он решил выяснить, каким образом производители сигарет пытались убедить людей, что курение не приводит к раку. В итоге выяснилось, что на сокрытие реальных факторов о вреде табачного дыма были потрачены миллиарды долларов. И пока ученый вел свое независимое расследование, он смог выделить отдельную науку, рассматривающую, каким образом в обществе потребителей культивируется невежество. Таким образом, появилась агнотология, изучающая преднамеренное распространение обмана.

Происхождение термина

Древнегреческий язык дал миру известный термин «онтология», выделенный в отдельный философский раздел. Он изучает основополагающие принципы человеческого бытия. Еще одно греческое слово agnosis означает «незнание». С помощью лингвиста Иэна Боэла Роберт Проктор соединил оба этих слова и получил термин, обозначающий науку, которая занимается изучением распространения информационной дезориентации. Как правило, подобные меры принимаются с целью получения выгоды, при продаже товаров массового потребления и в проведении рекламных компаний.Агнотология

Как невежество стоит на стороне маркетологов?

Создатель агнотологии долгое время изучал, как те или иные отрасли промышленности распространяют свое влияние на людей. В итоге исследователь понял, что людское невежество – это страшная сила. И это не вина потребителя, а его беда. Люди не знают о каких-то важных фактах не по своей воле, ими мастерски манипулируют сильные мира сего. Секретная записка, датированная 1969 годом, наглядно иллюстрирует данный тезис.

Агнотология рассматривает политические аспекты

Сознательно формируемое в массах невежество может быть далеким от маркетинга и использоваться в политических целях. Влиятельные персоны или теневые правительства сознательно дезориентируют массы через телевидение и газетные издания. Сильными мира сего очень часто скрывается информация, о которой народу лучше не знать. А теперь к распространению невежества присоединился и Интернет. И если под газетными публикациями читатель не может оставлять комментарии, то сидя за компьютером, каждый желающий получил возможность оспорить чье-то мнение и почувствовать себя настоящим экспертом.Невежество

Зарождение дезинформации

Политические игры – это отдельная тема. Кажется, в наше время не существует хороших или плохих политиков. Куда ни взгляни, на каждого высокопоставленного чиновника найдется компромат, особенно, если он баллотируется на самые высшие руководящие должности. Так, к примеру, политические оппоненты 44 президента США Барака Обамы пытались в свое время убедить избирателей, что их кандидат был американским гражданином при рождении. В итоге Обаме накануне второй своей избирательной компании пришлось предъявить публике подлинное свидетельство о рождении.

В Австралии не так давно тоже разгорелся скандал с экономическим оттенком. Ряд экспертов намеренно сравнивали кредитный рейтинг своего государства с показателями обездоленной Греции. И, несмотря на то что экономики двух государств значительно отличаются друг от друга, некоторые люди действительно уверовали в бедственное положение. Вероятно, это делалось с целью создания искусственного ажиотажа на некоторые товары массового потребления.Преднамеренное распространение обмана

Семена невежества прорастают повсюду

В последнее время на телевидении особенно популярны различные ток-шоу, а также политические программы в виде открытого диалога. Когда в программе участвуют оппоненты с двумя радикально противоположными точками зрения, зритель никогда не сможет сделать рациональные выводы. Кто-то обязательно примкнет к одной противоборствующей стороне, а кто-то к другой. Этот принцип проявлялся и в случае с опровержениями доказательств о вреде табачного дыма. Принцип уравновешивания сторон проявляется и сейчас, когда климатическими скептиками рьяно опровергается угроза глобального потепления. Таким образом, когда на каком-то форуме «эксперты не приходят к единому мнению», это культивирует в обществе невежество и формирует искаженную картину правды.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.