Смысл "цветных" запретов: детский психолог разъясняет суть на примерах

Эффективный способ урегулировать систему правил для малыша предлагает детский психолог Юлия Гиппенрейтер. Она формулирует ее в своей книге "Общаться с ребенком – как?". Многие родители положительно отзываются об этом методе, уверяя, что он должен помочь отыскать золотую середину между вседозволенностью и строгостью. Для этого следует взять лист бумаги и разделить его на четыре части.

Зеленая зона

В зеленую зону запишите все, что разрешается делать ребенку, оставляя это на его желание или усмотрение.

Допустим, в какие игрушки сегодня играть, в какое время начинаться делать уроки, в какой секции заниматься, к кому из одноклассников ходить в гости.

Желтая зона

Относительная свобода расположена в желтой зоне. Вы разрешается ребенку принимать решения, основываясь на собственном выборе, но при этом он должен действовать в рамках установленных границ, соблюдать некоторые условия.

Например, садиться за уроки в любое время, но при условии, что освободиться к 20.00. Уходить гулять может, не спрашивая разрешения, но только если не будет покидать двор.

Устанавливая правила таким образом, вы учите ребенка внутренней дисциплине. Первое время родитель может помогать, сдерживать неверные импульсы, учить держать себя в руках, контролировать собственное поведение, ориентируясь на договоренности, установленные в семье.

Привыкая к этим требованиям, ребенок вскоре начнет без труда им следовать. Главное, чтобы родители не устраивали конфликты, если в первое время правила будут нарушиться. Вашей целью должно быть бесконфликтное принятие малышом установленных ограничений.

В каждой ситуации важно обстоятельно объяснить, чем вызвано ваше требование. Обязательно уточните, что у ребенка остается пространство для маневра. Почувствовав уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче пойдут на установленные правила.

Оранжевая зона

В этой зоне те действия ребенка, которые взрослыми не одобряются, но могут быть допущены при определенных обстоятельствах. Известно, что исключения только подтверждают правила, поэтому не стоит бояться их вводить. Главное, чтобы они были оправданны и не использовались слишком часто.

За это дети остаются благодарны, когда понимают, что родители готовы идти им навстречу в определенные моменты. В этом случае в стандартной ситуации они даже более усердно соблюдают правила.

Красная зона

В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это категорические "нельзя", из которых не делается исключений.

Нельзя драться, кусаться, играть с огнем, обижать животных и маленьких, ломать вещи. Список этот с возрастом ребенка изменяется, формируя важные социальные запреты и моральные нормы.

Все вместе цветные зоны демонстрируют, что в большинстве правил могут найтись исключения. Главное - отыскать золотую середину между родительской твердостью и гибкостью.

Для наглядности приведем конкретные примеры использования тех или иных жизненных ситуаций применимо к этим зонам. Расскажем о родителях, которые обращались к психологам за помощью, когда у их детей возникали проблемы.

"Им можно, а мне нельзя"

Классический пример, когда дети не могут самостоятельно разобраться, что им можно, а что нельзя, связан с ситуацией, в которой родители не в состоянии конкретно установить запреты.

Например, Маше, которой 3,5 года, не разрешают ковыряться в носу, хотя девочка видит, что многие вокруг нее так делают. Да и сами родителя грешат подобной привычкой.

В этом случае для начала важно решить, к какой зоне отнести ковыряние в носу. Психологи настаивают, что в 3,5 года такая привычка не может считаться вредной, поэтому располагают ее в зеленой зоне. Можно, конечно, постепенно начинать объяснять, что это дурной тон. Но изредка так поступают практически все. Поэтому категорически накладывать запрет не стоит. У ребенка это спровоцирует диссонанс. А в будущем может вызвать обоснованные сомнения в других запретах.

Школьные дела

Количество запретов и их строгость увеличивается, когда ребенок взрослеет. Особенно много их, если в семье растет школьник.

Например, 8-летняя Алиса сама не в состоянии делать домашнюю работу. Ей требуется строгий контроль со стороны мамы или папы. Если у родителей не остается времени, то оценки сразу снижаются, появляется много ошибок и хвостов.

В такой ситуации психологи советуют начать с того, чтобы решить, кому больше нужны оценки и учеба? Если маме, то она должна уделять этому достаточно времени, контролировать ситуацию на каждом этапе. Если девочке, то нужно, чтобы она ощущала последствия такой беспечности. Например, в виде неудовлетворительных оценок.

Если ребенок не хочет получать плохую оценку, он начнет лучше заниматься или обратится за помощью. Еще важно, какую оценку считать плохой? Есть семьи, в которых "тройкой" все довольны. Нужно понимать, что все не смогут учиться только на "четверки" и "пятерки". К тому же по всем предметам.

Часто получается, что "четверки" и "пятерки" превращаются в потребности родителей, которые наказывают ребенка не за то, что он плохо учится, а за то, что не удовлетворяет их потребность. В данной ситуации предъявлять претензии имеет смысл к самим родителям, а не детям.

В конце концов, в 8 лет уже можно начинать перекладывать ответственность за учебу на ребенка. Это поможет ему ощутить себя самостоятельным, в какой-то момент он понимает, чего хочет, где ошибается.

Если что-то не получается, он обращается за помощью к учителю или родителю. В каком классе это произойдет, удастся ли обойтись своими силами или потребуется помощь репетитора, зависит от ребенка. Главное, что это будет самостоятельное решение.

Родители часто грешат тем, что ставят перед детьми трудноосуществимые задачи. Например, получать "пятерки" по всем предметам. При этом адекватно оценить высоту этой планки удается далеко не всем. Если у ребенка что-то не получается отец или мать вздыхают поблизости, отправляя тренироваться, чтобы взять условную высоту в следующий раз.

При этом роль родителя должна быть в другом. Нужно максимально самоустраниться, вмешиваясь только в случае крайней необходимости. Если у ребенка что-то не выходит, предложить ему вместе подумать, в чем была причина неудачи. Может быть, стоит отдохнуть? Или, вообще, эта высота недостижима на определенном этапе. Тогда требования стоит снизить, но при этом получать искреннее удовольствие. Ведь если поставить слишком высокую планку, до которой ребенок допрыгнуть не в состоянии, он будет только сильнее расстраиваться и угасать.

Помощь по дому

11-летний Андрей игнорирует работу по дому, любую помощь родителям по хозяйству.

Психолог для начала просит их обратить внимание на то, существует ли в семье распределение обязанностей. Если такие правила установлены, ребенку проще им соответствовать.

Если это не помогает, попробуйте начать с того, чтобы лишить сына или дочь каких-то благ. Например, карманных денег.

Только действуйте осторожно. Не следует монетизировать помощь по дому. Это может привести только к мелочности и алчности.

Советы для родителей

Подводя итог, можно объединить все советы специалистов в несколько полезных правил.

  1. Минимизируйте запреты.
  2. Будьте гибкими, особенно в желтой зоне.
  3. Наказание должно следовать сразу за проступком, чтобы ребенок понимал, в чем провинился.
  4. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
  5. Наказание должно соответствовать проступку.
  6. Избегайте рукоприкладства. Оно только унижает и ожесточает.
  7. Осуждайте только действие, а не виновника!

Следуя этим правилам, вы наладите мир в семье, приучите ребенка к самостоятельности.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как Вы поступаете с детьми в спорных ситуациях, когда они отказываются слушаться?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Приходится помогать детям расставлять грамотно приоритеты
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.