Креатива не занимать: среди мужчин больше творческих личностей, чем среди женщин

У людей есть склонность ассоциировать способность к творческому мышлению со стереотипно-мужскими чертами, утверждается в новом исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science. Результаты наблюдений показывают, что работа и достижения мужчин оцениваются как более креативные, чем аналогичные достижения женщин.

Гипотеза экспертов

«Наше исследование показывает, что то, что нужно для «творческого мышления», значительно пересекается со стереотипами о мужчинах. Это создает систематический уклон в оценке творческого потенциала мужчин и женщин», - сообщает руководитель исследования Девон Праудфут из университета Дьюка.

Эксперты предполагают, что когда люди думают о «творческом мышлении», то они склонны чаще приписывать его мужчинам, нежели женщинам. Сюда входят такие качества как склонность к риску, жажда приключений и самостоятельность. Праудфут и его коллеги Аарон Кей и Кристи Чжу Коваль предполагают, что в результате люди считают способность мыслить креативно более типичной для мужчин, а не для женщин.

Первое исследование

В первом эксперименте ученых, проведенном в онлайн-режиме, приняло участие 80 человек. Участникам нужно было прочитать отрывок текста, описывающего типы креативности: способность мыслить нестандартно (так называемое дивергентное мышление) и способность «соединять точки» (конвергентное мышление). После прочтения отрывка участники распределили 16 личностных черт по тому, как они способствуют креативности.

Как и ожидалось, добровольцы ассоциировали творческие способности со стереотипно-мужскими чертами, включая решительность, состязательность, склонность к риску, амбициозность и смелость. А стереотипно-женские черты включали способность к кооперации, понимание, умение оказывать поддержку. Эта тенденция проявилась так сильно, именно когда креативность была озвучена участникам как способность мыслить нестандартно.

Второе исследование

Во втором онлайн-эксперименте Праудфут и его коллеги случайным образом отобрали 169 человек. Им было предложено прочитать про работы архитектора или модного дизайнера. Одним участникам сказали, что профессионал является мужчиной, другим – женщиной. Добровольцам показали три изображения с работами профессионала (дома или модные дизайны). Затем им нужно было оценить работы на предмет креативности, оригинальности и нестандартного мышления.

Исследователи предполагали, что участники охарактеризуют мужчину-архитектора как более креативного по сравнению с женщиной-архитектором. Также они сочли, что эта разница будет менее заметна в случае с дизайнером, так как традиционные мужские стереотипные черты сложнее применять в области моды.

Как и ожидали исследователи, мужчина-архитектор был оценен как более креативный, нежели женщина-архитектор, несмотря на факт, что работы были идентичные. Что касается моды, то выраженных гендерных различий, как и предполагали эксперты, выявлено не было.

Третье исследование

Чтобы исследовать связь между полом и творческими способностями, эксперты также изучили оценки эффективности сотрудников, обучающихся по программе МВА. 100 мужчин и 34 женщины были оценены на предмет инновационного мышления как непосредственными подчиненными, так и супервайзерами.

Изучая оценки супервайзеров, эксперты заметили в очередной раз, что мужчин сочли более инновационно-мыслящими, чем женщин. Однако оценки подчиненных показали другое: и мужчины, и женщины были отмечены как примерно равные. Исследователи объяснили это так: люди, занимающие сравнительно более высокие должности, часто больше подвержены влиянию стереотипного мышления, оценивая других.

Последнее исследование

В завершающем эксперименте ученые попросили 125 добровольцев прочитать отрывок текста о менеджере мужского или женского пола. В отрывке был приведен стратегический план, который был описан как достаточно рисковый (напомним, стереотипно мужская черта).

Как предсказывали ученые, мужчина-менеджер был оценен как более креативно мыслящий, а его поведение было описано как «рискованное» (хотя это было не так). А менеджера женского пола это не коснулось. Мужчина-менеджер, составляющий рискованный стратегический план, воспринимался людьми как более творческая личность, чем женщина с точно таким же планом.

Исследователи нашли, что мужчина-менеджер был воспринят как более склонный к приключениям, более мужественный и независимый – а все это повлияло и на мнение о его творческом потенциале. А более развитые способности к творчеству соответственно заслуживают большей награды.

Выводы ученых

«Наши результаты показываю, что гендерный уклон в отношении оценки способности к креативу влияет на экономический исход для мужчин и женщин на их рабочем месте», - пишут исследователи.

«Доказательство, что женщин воспринимают менее креативно мыслящими, чем мужчин, предлагает четкое объяснение причин, почему их реже избирают на руководящие должности. Также это объясняет, почему женщины остаются аутсайдерами в элитных кругах творческой индустрии», - объясняет Праудфут.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы согласны, что пол действительно влияет на то, как мы воспринимаем способности человека?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.