"Расслабься!": ученые объяснили, почему некоторым людям это не удается

Наука доказывает, что Ницше прав: некоторые люди умеют быть более спонтанными, чем другие. «Почему не удается просто расслабиться?» - вопрос, который многие из нас разочаровано задавали себе или другим - будь то на танцполе, на спортивной площадке или в более интимных ситуациях. Задача, как правило, требует от нас самопроизвольного реагирования на внешние события без какого-либо обдумывания. Это должно быть легко - все что вам нужно сделать - расслабиться, но это может быть невероятно сложно.

Команды мозга

«Хватит думать об этом!» - это стандартная корректирующая рекомендация, хотя отмена мысли мыслью - это что-то вроде парадокса. Ответ: «Я пытаюсь!» - одинаково озадачивает, потому что осознанные намерения - это именно то, чего мы пытаемся избежать.

Так что же это за акт выбора - не выбирать, сознательно отказаться от контроля над нашими действиями? Новое исследование, опубликованное в «Биологии коммуникаций», наконец дало представление о том, как эта способность выражается в мозге.

Исследования Ницше

Удивительно, но это феноменальное явление не имеет названия. Оно могло бы и дальше оставаться неизученным, если бы немецкий философ Фридрих Ницше не придал ему значения и не описал в своей книге «Рождение трагедии», которая сама по себе является парадоксальным философским произведением.

В то время как другие мыслители говорили о общепринятой культуре поведения, воспевая порядок и рациональность, Ницше рассматривал поведение человека под двумя радикально различными, но одинаково важными плоскостями.

Альтернатива общепринятому мнению

В противовес общепринятому измерению культуры «Аполлин», он представил «Дионисия»: хаотичный, спонтанный, энергичный и небрежный способ поведения на основе строгих требований рациональности. Ни один из аспектов не считался превосходящим, и оба необходимы цивилизации, чтобы найти наиболее глубокое творческое выражение. Он мог бы сказать, что каждому Бэтмену нужен Джокер, если бы он жил в современном мире.

Конечно, Ницше не был первым, кто заметил, что люди иногда ведут себя бессмысленно. Его новшество состояло в том, чтобы понять, что это конституционная характеристика, которую мы могли и должны развивать. Как и в случае с любой поведенческой характеристикой, способность приобретать ее будет варьироваться от одного человека к другому.

Важное исследование

Поскольку Дионисий и нейробиологи не были знакомцы, неудивительно, что способность к «мета-волеизъявлению» до сих пор избежала экспериментального исследования.

Чтобы выяснить, как мозг принимает решение отказаться от контроля, и объяснить, почему некоторые лучше справляются с этим, чем другие, необходимо было разработать поведенческий тест и изучить несколько моделей активности мозга, которые характеризуются меньшими или большими способностями.

Реакция на свет

Большинство поведенческих тестов представляют собой сознательные, обдуманные, сложные действия против их противоположностей, измеряющие способность подавлять их. Классическим примером является задание, которое якобы измеряет «когнитивный контроль».

Участникам предлагается не смотреть в сторону света, когда они видят короткую вспышку на уровне визуальной периферии, а вместо этого смотреть в противоположную сторону. Это трудно сделать, потому что взгляд на свет - это естественная реакция человека. Говорят, что люди, которые лучше справляются с этим, имеют больший когнитивный контроль.

Обратная реакция

Чтобы оценить, насколько возможно человеку отказаться от контроля, нельзя просто изменить задачу. Если людей просят взглянуть на свет, воля и инстинкт находятся в совершенном согласии. Чтобы противопоставить их, мы должны сделать автоматическую задачу бессознательной, чтобы воля была лишь помехой.

Оказывается, это легко сделать, если мигнут две лампочки, расположенные противоположно относительно сторон периферической системы, отвечающей за визуализацию, почти одновременно. При этом объект должен быть ориентироваться максимально быстро на увиденное в первую очередь.

При наступлении вспышки за период времени, исчисляющийся десятками миллисекунд до начала следующего влияния, у людей автоматически смещается время, когда наступает первая вспышка. Для определения очередности вспышек понадобится вдвое больший временной промежуток.

Аполлины и Дионисии

Размышление о том, что появилось раньше, может только ухудшить производительность, потому что инстинкт работает хорошо ниже порога, при котором сознание получает точку опоры.

В ходе выполнения такой простой задачи можно сделать вывод, что люди сильно различаются по своим способностям. Некоторые из них (Дионисии) легко расслабляются, позволяя себе руководствоваться первым светом, и между вспышками требуется не более нескольких миллисекунд.

Другие (Аполлины) не могут отвернуться, даже если вспышки находятся много раз дальше друг от друга. Поскольку стремление усерднее стараться не помогает, различия не являются вопросом усилий.

Поразительные результаты наблюдения

Ученые использовали магнитно-резонансную томографию, чтобы изучить мозг людей, выполняющих задачу, фокусируясь на белом веществе - проводке мозга. Картина получилась поразительной.

Так удалось определить, что правая префронтальная доля отличалась большей силой у людей, хуже справляющихся с поставленным заданием, с «Аполлинами». Чем более развиты нервные субстраты воли, тем сложнее их отключить. Напротив, ни одна часть мозга «Дионисиев» не показала признаков более сильной проводки.

Конкурентный мозг

По результатам можно сделать вывод, что мозг работает благодаря конкуренции. Он может потерпеть неудачу при выполнении задачи спонтанно не потому, что у него нет власти, а потому, что другая, более доминирующая сила находится в оппозиции.

Наши решения отражают результаты сражений между враждующими группировками, которые различаются по своим характеристикам и эволюционному происхождению, сражений, на которые мы мало что можем повлиять, потому что мы сами являемся их продуктами.

Пора перезагружаться!

Для людей характерно отличаться в зависимости от качеств, в том числе и таких, как умение вести себя спонтанно. И причину этого следует искать не в уровне развития эволюционных процессов. А в стремлении максимального разнообразия собственного круга задач.

Этим объясняется разный способ реагирования на ситуации из окружающей среды. Необходимо не только обеспечивать оптимизацию процессов в данный момент, но и делать себя готовым реагировать на предстоящие неизвестные ситуации.

То, что в нашей жизни сейчас доминирует рациональный порядок «Аполлинов», не означает, что мы не погрузимся в инстинктивный хаос «Дионисиев». Наш мозг к этому готов - наша культура поведения тоже должна присоединиться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Насколько склонны Вы действовать спонтанно?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.