Ученые обнаружили следы каннибализма на костях доисторических людей

Новое исследование, которое изучало кости доисторического человека со следами зубов на них, пришло к выводу, что наши далекие предки, жившие около 10 тысяч лет назад, могут оказаться каннибалами.

Случайная находка в испанской пещере

Кости, обнаруженные в пещере Санта-Мария в Аликанте (Испания), могут оказаться первым подтверждением каннибализма в западноевропейской средиземноморской области во времена мезолита, как утверждают исследователи. Этот период на Пиренейском полуострове длился примерно с 10 200 до 8000 лет. Мезолит означает «средний камень» и длился между периодами палеолита, или «старого камня», и неолита, или «нового камня».

кости

Человеческие кости стали случайной находкой, как рассказывает ведущий исследователь Хуан Моралес-Перес, сотрудник отдела археологии и древней истории в университете Валенсии в Испании.

«Я изучал остатки животных времен мезолита в пещере Санта-Мария и вдруг обнаружил человеческие останки – плечевую кость – со следами зубов на них», - говорит Моралес-Перес. Он сразу рассказал о своей находке директору экспедиции. В результате ученые обнаружили 30 костей, принадлежащих трем людям: двум взрослым и младенцу. Тем не менее ученые нашли только одну кость, принадлежащую ребенку (лопатку), и на ней не было никаких признаков каннибализма, как сообщают исследователи.

кости

Доказательства сложной культуры древних общин

Кости датируются 10,2-9 тысячами лет, по словам Моралес-Переса. В это время жили последние общины охотников-собирателей, и данные свидетельствуют о том, что их культура была более организованной и сложной, чем во времена палеолита.

кости

«Хорошим примером этого считается появление первых кладбищ, - сказал Моралес-Перес. - Но, кроме того, есть такие странные примеры каннибализма. Например, существует свидетельство каннибализма среди людей в северо-западной части Европы, которое восходит к мезолиту. Кроме того, существует даже свидетельство каннибализма среди неандертальцев в Бельгии и Испании».

Следы зубов

Моралес-Перес и его коллеги решили удостовериться, что найденные кости являются свидетельством человеческого каннибализма, а не признаком того, что они были обглоданы плотоядным животным.

«Различение следов укусов, сделанных плотоядными и всеядными животными, включая человека, – это сложная задача, - пишут исследователи. - Тем не менее, когда следы на костях являются результатом человеческих укусов, интенсивность прикуса, как правило, ниже, и нет никаких царапин или следов вмятин. В то же время кости, пострадавшие от хищников, имеют четкие и интенсивные следы зубов».

кости

Исследователи сравнили следы укусов на доисторических костях со следами зубов человека на костях современных кроликов и обнаружили, что они были похожими по форме. Кроме того, они нашли фрагменты таких же костей внутри копролитов человека, найденных в пещере.

Восемь костей, в том числе фрагмент черепа, имели следы разрезов и соскабливания, сделанных камнем. Эти следы были, вероятно, оставлены, когда древние каннибалы пытались отделить мышцы от костей, по словам ученых. Более того, 19 костей имеют следы ожогов, которые, вероятно, появились после того, как мясо было удалено, но прежде, чем они были разбиты, - так предполагают исследователи.

кости

Почему доисторические люди практиковали каннибализм

Тем не менее неясно, почему среди древних людей практиковался каннибализм. Было ли это следствием голода, или, что более вероятно, какого-то ритуала? Например, каннибализм мог быть результатом насилия, войны, похоронных ритуалов или сверхъестественных убеждений, как предполагают исследователи.

«Это фантастическая находка, и она очень любопытная», - сказал Моралес-Перес.

кости

Результаты исследования были опубликованы в мартовском выпуске журнала «Антропологическая археология».