Какие млекопитающие были клонированы так же, как и Долли?

В конце февраля исполнилось 20 лет с того дня, как ученые объявили о первом успешном клонировании млекопитающего, теперь известного как овечка Долли, из клетки, взятой у взрослого животного.

Клонирование Долли командой ученых из Института Рослина в Университете Эдинбурга в Шотландии проложило путь для исследователей, которые попытались получить такие же результаты для целого ряда других млекопитающих. До Долли ученые смогли клонировать млекопитающих только путем расщепления растущих эмбрионов.

С момента объявления о рождении овечки Долли были клонированы десятки других видов из клеток взрослого организма, в том числе многие млекопитающие. Вот восемь животных, которые были клонированы так же, как и Долли.

Свиньи

клонирование млекопитающих

В 2000 году PPL Therapeutics, та же компания, которая сотрудничала с Институтом Рослина во время клонирования овечки Долли, объявила о том, что ее эксперты получили пять самок поросят из клеток взрослых свиней. Поросята были названы Милли, Криста, Карел, Дотком и Алексис. Полученные результаты были опубликованы в 2000 году в журнале Nature.

Кошка

клонирование млекопитающих

В 2001 году исследователи из Техасского университета клонировали еще одно животное: кошку. Котенок родился 22 декабря 2001 г. от суррогатной матери, в соответствии с выводами, которые были опубликованы в 2002 году в журнале Nature.

Хотя котенок по прозвищу CC, сокращенно от Carbon Copy, был генетически идентичен кошке по имени Радуга, узор его шерсти выглядел иначе, скорее всего, в результате развития, а не генетических факторов, говорится в исследовании. Несколько лет спустя у CC появились собственные котята.

Олень

клонирование млекопитающих

Исследователи из Техасского университета также клонировали белохвостого оленя по прозвищу Дьюи в 2003 году. Дьюи был рожден от суррогатной матери по имени Сладкий Горох 23 мая 2003 года, и клонирован из клеток кожи, взятых от умершего белохвостого оленя. Дьюи до сих пор жив.

Лошади

клонирование млекопитающих

В 2003 году исследователи в Италии клонировали самку лошади, которую они назвали Прометея. Интересно, что самка, которая родила Прометею, также была донором генетического материала, согласно исследованию. Авторы отметили, что успешное клонирование Прометеи помогло рассеять представления, что для матери может быть небезопасно носить плод, который генетически ей идентичен (по причинам, связанным с иммунитетом). Их результаты были опубликованы в журнале Nature в 2003 году.

Собаки

клонирование млекопитающих

Исследователи в Южной Корее клонировали собаку, что следует из результатов их эксперимента, опубликованных в Nature в 2005 году. Щенок, которого назвали Стаппи, родился 24 апреля 2005 года. Он был клонирован из клеток кожи взрослой афганской борзой, как указано в научном отчете. Снаппи оказался единственным выжившим в ходе исследования, в котором 1095 эмбрионов собак были имплантированы 123 суррогатным матерям. Несмотря на такие масштабы, родились только два щенка, но второй умер несколько недель спустя. В 2008 году Снаппи стал отцом собственных отпрысков, говорится в статье.

Мыши

клонирование млекопитающих

В 2008 году исследователи в Японии объявили, что они смогли клонировать мышей с использованием клеток, которые были заморожены при температуре минус 4 градуса по Фаренгейту (минус 20 градусов по Цельсию) в течение 16 лет. После оттаивания этих клеток исследователи обнаружили, что все они повреждены. Однако ученые все-таки смогли извлечь ДНК, необходимое для получения здоровых клонированных мышей, согласно результатам исследования, опубликованного в 2008 году в журнале «Труды Национальной академии наук». Ученые надеялись, их достижение может означать, что в будущем появится возможность «воскресить» некоторых животных или хранить запасы замороженной ткани, чтобы использовать позже.

Дикий козел

клонирование млекопитающих

В 2009 году наука получила дополнительный импульс: ученые сообщили, что в первый раз им удалось клонировать вымершее млекопитающее – букардо, или дикого козла, которого называют пиренейским козерогом. Группа исследователей из Испании, Франции и Бельгии использовала клетки из сохранившихся образцов букардо, полученных в 1999 году, для создания клонированного животного, согласно исследованию. Тем не менее, молодой козел умер через несколько минут после его рождения из-за дефектов легких. Исследование было опубликовано в 2009 году в журнале Theriogenology.

Серые волки

клонирование млекопитающих

В 2005 году южнокорейские ученые клонировали серого волка, который находится под угрозой исчезновения. В ходе исследования появилось два щенка. Один родился 18 октября, а второй – 26 октября 2005 года. Оба клонированных волка были получены из генетического материала, взятого из клеток уха самки серого волка. Тем не менее исследователи использовали яйцеклетки собаки, чтобы перенести генетический материал для будущего клонирования животных, поскольку было трудно получить его от серых волков в дикой местности, говорится в исследовании. Собаки были также использованы в качестве суррогатных матерей для щенков серого волка.