Был значительно меньше Челябинского: новые сведения о Тунгусском метеорите

17 июня 1908 года в глухой сибирской тайге в районе реки Подкаменная Тунгуска произошел эпический взрыв. В тот день очевидцы наблюдали яркий болид, падавший с неба на Землю. По прошествии ста лет тайна Тунгусского метеорита до сих пор не раскрыта. Однако изучение его собрата – Челябинского метеорита – позволило ученым больше узнать о событиях вековой давности.

Был значительно меньше Челябинского

Несмотря на огромную территорию, над Россией зафиксировано всего несколько случаев падения крупных небесных тел в новейшей истории. Помимо Тунгусского, был прилет большого Сихотэ-Алинского метеорита в Приморье в 1947 году.

С тех пор метеоритная активность снизилась. И только 15 февраля 2013 года над Челябинском взорвался метеорит, наделавший много шуму. Изучение последнего позволило российским ученым лучше понять механизмы природного явления.

На их основе специалисты пересмотрели позиции по Тунгусскому метеориту и сделали ряд любопытных выводов. По мнению исследователей, болид, взорвавшийся над Красноярским краем в начале 20 века, был значительно меньше Челябинского. То, что он обладал большей разрушительной силой, является следствием особенностей траектории, состава и скорости падения.

Тунгусский оказался слабее

На самом деле жителям Челябинска в частности и Урала в целом повезло. Мощность взрыва небесного тела превышала 500 килотонн, что сравнимо с 30-ю атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму. Удача, что его разрушение произошло высоко в небе, на высоте 20-23 км. В противном случае жители миллионного города подверглись бы смертельной опасности.

Когда Челябинский метеорит входил в атмосферу, его масса составляла около 13 000 тонн. Но в процессе падения он стремительно терял в весе. До Земли долетело всего пара тонн. Самый крупный обломок массой 505 кг хранится в музее.

Новые знания о челябинском событии позволили заново пересчитать мощность взрыва Тунгусского метеорита. До этого она оценивалась в 40 мегатонн. После перерасчетов снизилась до 12. Но и это немало! Сопоставимо с мощностью водородной бомбы.

Супероружие Николы Тесла?

Главной тайной Тунгусского метеорита является тот факт, что ученые до сих пор не обнаружили его обломки. Также отсутствует или не выявлен ударный кратер. Это породило массу слухов и экзотических теорий.

Самое безобидное объяснение, что это был вовсе не метеорит, а комета. Она состояла в основном изо льда, который испарился во время прохождения атмосферы и последующего взрыва.

Некоторые ученые пошли дальше. Существует предположение, что болид падал по касательной траектории. После мощного взрыва, сравнимого с ядерным, часть метеорита разрушилась, а часть под воздействием ударной волны улетела обратно в космос.

Но дальше всех зашли сторонники «теории заговора». Согласно их мнению, Тунгусский метеорит вовсе не метеорит. Это некий взрыв, ставший следствием секретных экспериментов гениального ученого и изобретателя Николы Теслы.

Якобы Тесла хотел разработать механизм передачи энергии на большие расстояния без проводов и других механизмов, используя магнитное поле Земли. Теория гласит, что при помощи экспериментальной башни Ворденклиф он смог перебросить мощный энергетический импульс на тысячи километров. А чтобы избежать возможных жертв, выбрал в качестве конечной точки безлюдную тайгу в Сибири. Ужаснувшись мощности своего изобретения, он уничтожил все записи, дабы они не попали в руки военным. Впрочем, доказательств этому не существует.

Кратер найден?

На протяжении столетия в область предполагаемого падения Тунгусского метеорита отправлялись множество научных и любительских экспедиций. Но ни одна из них не обнаружила место падения небесного тела, хотя эпицентр взрыва хорошо изучен.

В 2008 году в район прибыла экспедиция итальянских геологов. Вооружившись современными технологиями и новейшим оборудованием, они сделали неожиданный вывод. По их мнению, озеро Чеко, расположенное в 8 км от эпицентра событий, образовалось от падения крупного обломка или ядра метеорита.

Однако последующая экспедиция российских ученых не подтвердила выводы итальянцев. Хотя озеро Чеко имеет круглую форму и конусовидное ложе, оно не единственное подобное в регионе. Кроме того, анализ донных отложений показывает, что водоем гораздо старше катастрофических событий. Но окончательные выводы делать рано. Ждем новых сведений.

Удачное стечение обстоятельств

Если бы Тунгусский метеорит упал в густонаселенной местности, последствия были бы катастрофическими. Ученый ГЕОХИ РАН Дмитрий Бадюков подсчитал, что если бы болид вошел в атмосферу Земли на несколько минут позже, эпицентр взрыва пришелся бы на Санкт-Петербург – столицу Российской империи.

Учитывая мощность взрыва, город был бы практически уничтожен. Возможно, каменные дома устояли бы, но количество человеческих жертв не поддается исчислению.

Какой версии придерживаетесь вы?