Ученые уже знают, почему глубокие вдохи нас успокаивают

Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. Этот хорошо известный трюк применяется в занятиях йогой, а также помогает вам снять нервное напряжение, ведь большую часть времени он действительно работает. Ваше тело ощущает расслабление, а мозг наполняется живительным кислородом. И только теперь науке удалось выяснить, почему так происходит.Вдох

Группа нейронов, контролирующая дыхательный ритм

Оказывается, в человеческом мозге существует небольшой участок нейронов, который контролирует ритм дыхания. Затем информация о частоте и глубине дыхательных ритмов передается в другую зону, отвечающую за душевное состояние. Исследовательская группа из Стэнфорда проводила эксперимент на лабораторных мышах. В итоге было обнаружено, что грызуны с «отключенными» с помощью специальных мутаций нейронами становились более расслабленными и имели пониженное чувство бдительности.Глубокий

«Дыхательный кардиостимулятор»

Чуть ранее, в 90-х годах минувшего века, учеными проводилось исследование, которое обнаружило область, состоящую из порядка 3 000 нейронов. Эта группа нервных волокон располагается зоне под названием варолиев мост, которая вместе с мозжечком принадлежит к задней части головного мозга. Тогда, почти три десятилетия назад, было обнаружено, что наше дыхание можно связать с состоянием души. Это открытие получило название «дыхательный кардиостимулятор». Несмотря на всю важность полученных знаний, ученые плохо представляли, как эта система приводится в действие.Расслабление

Новые попытки прояснить ситуацию

Чтобы прояснить ситуацию, для начала ученые из Стэнфорда рассмотрели активность генов в стволе головного мозга грызунов. Затем обнаруженные гены должны были инактивироваться для того, чтобы отключить связь дыхания и эмоций. В итоге у генетически модифицированных грызунов фактически были убиты 175 нейронов, расположенных в «дыхательном кардиостимуляторе».Вдох

Итоги эксперимента

Первое время после проделанных манипуляций лабораторные мыши не демонстрировали измененного поведения. Команда исследователей начала думать, что потерпела оглушительное поражение. Но вскоре произошло что-то интересное. Мыши начали вести себя совершенно по-другому. Они стали спокойными и милыми. Вместо привычного занятия – обнюхивания клетки, грызуны расслаблялись и принимались ухаживать за собой. Также ученые обнаружили изменения в дыхании, которое из учащенного превратилось в медленное и контролируемое.Глубокий

Этот канал является двусторонним

Это поведение грызунов очень напоминало поведение релаксирующих людей. Вместе с отключенными нейронами лабораторные мыши потеряли способность к бдительности и панике (перестали обнюхивать клетки). По мнению ученых, этот канал является двусторонним. Так, мыши с отключенными нейронами не получали сигналы об опасности и контролировали дыхание. В случае с людьми этот феномен работает в обратном направлении. Вы начинаете глубоко и медленно дышать, и ваш мозг посылает телу сигналы расслабления. Фактически дыхательный ритм работает как успокоительное.