Бортовые камни: характеристика, виды и технология строительства

Для того чтобы облагородить улицу и проезжую ее часть, а также отгородить автомобильную дорогу от тротуара, используются бортовые камни. Проще говоря – это самый обычный бордюр из природных горных пород.  

Такие поребрики изготавливают из осадочных, изверженных и других видов пород, которые не были затронуты выветриванием, а также не имеют различных изъянов в виде сколов и трещин. Долговечность, механическая прочность и морозостойкость - вот чем отличается от бетонного бордюра бортовой камень.

Гранитный материал помимо вечности добавляет еще и эстетическую красоту  полотну дорог и мощенным улочкам. Неброский, но при этом фундаментальный и основательный, такой камень дарит налет ретро и ностальгии улицам города.

Функции бортового камня:

  • защита от размывания почвы;
  • защита от дождевых потоков и снеговых заносов;
  • разделение пешеходных и прочих дорожек от проезжей части;
  • усиление тротуарной плитки и дорожек.

Технические характеристики бортового камня

Различают несколько видов поребриков:

  1. Колотые бортовые камни получаются путем механического воздействия каким-либо инструментом. Чаще всего применяют термические или ударные инструменты.
  2. Пиленые – производятся путем разрезания отрезными кругами или пилами.
  3. Прямоугольные имеют форму прямоугольника и маркируются буквой П.
  4. Криволинейные бортовые камни отличаются закругленными углами. Маркируются буквой К.

При обозначении камней используются буквы: Г – горная порода; В – въездной камень. Цифры обозначают радиус кривизны (в метрах). Стандартное изделие имеет длину от 0,7 до 2 метров, если нужна длина изделия больше двух метров, то такой камень изготавливается на заказ. Вес бортового камня зависит от его размеров, материала и форм. Ориентировочно вес составляет от 80 кг и выше на 1 погонный метр.

Технология устройства

Установка бортовых камней не составляет особого труда. Но нужно соблюсти все тонкости. Обычно бордюры устанавливаются одновременно при устройстве дорожного полотна. Тогда и дорожное покрытие, и сам бордюр станут одним целым и будут весьма прочными.

  1. Земляные работы. Рытье траншей под поребрики. Длина, глубина и ширина траншеи должны быть запланированы с учетом размеров камня, а также бетонной опалубки. Отметим, что поверхность траншеи и ее стенок должна полностью повторять форму бортового камня. Тогда он не будет «гулять».
  2. Устройство песчаной подушки. Толщина подготовительного слоя опередляется проектом.
  3. Устройство бетонной опалубки. Выбор бетона для опалубки должен соответствовать высоким требованиям прочности и морозостойкости. Толщина опалубки должна быть не меньше 100 см.
  4. Работы по устройству цементно-бетонного основания под камень.
  5. Устройство бортовых камней производится через 10-15 минут после того, как выполнена опалубка. Поскольку гранитный бордюр очень тяжелый, то при его установке лучше воспользоваться спецтехникой в виде погрузчика.
  6. Закрепление камня цементно-бетонной смесью. Допустимая ширина зазора между камнями составляет не более 10 мм.

Помимо прочего, виды подобных бордюров зависят от их назначения: дорожные, газонные и садовые. Декоративные бортовые камни славятся не только красотой и необычностью форм, но и разнообразными узорами, нанесенными на них. Стоимость таких камней очень высока.

Комментарии