Бортовые камни: характеристика, виды и технология строительства
Для того чтобы облагородить улицу и проезжую ее часть, а также отгородить автомобильную дорогу от тротуара, используются бортовые камни. Проще говоря – это самый обычный бордюр из природных горных пород.
Такие поребрики изготавливают из осадочных, изверженных и других видов пород, которые не были затронуты выветриванием, а также не имеют различных изъянов в виде сколов и трещин. Долговечность, механическая прочность и морозостойкость - вот чем отличается от бетонного бордюра бортовой камень.
Гранитный материал помимо вечности добавляет еще и эстетическую красоту полотну дорог и мощенным улочкам. Неброский, но при этом фундаментальный и основательный, такой камень дарит налет ретро и ностальгии улицам города.
Функции бортового камня:
- защита от размывания почвы;
- защита от дождевых потоков и снеговых заносов;
- разделение пешеходных и прочих дорожек от проезжей части;
- усиление тротуарной плитки и дорожек.
Технические характеристики бортового камня
- Колотые бортовые камни получаются путем механического воздействия каким-либо инструментом. Чаще всего применяют термические или ударные инструменты.
- Пиленые – производятся путем разрезания отрезными кругами или пилами.
- Прямоугольные имеют форму прямоугольника и маркируются буквой П.
- Криволинейные бортовые камни отличаются закругленными углами. Маркируются буквой К.
При обозначении камней используются буквы: Г – горная порода; В – въездной камень. Цифры обозначают радиус кривизны (в метрах). Стандартное изделие имеет длину от 0,7 до 2 метров, если нужна длина изделия больше двух метров, то такой камень изготавливается на заказ. Вес бортового камня зависит от его размеров, материала и форм. Ориентировочно вес составляет от 80 кг и выше на 1 погонный метр.
Технология устройства
Установка бортовых камней не составляет особого труда. Но нужно соблюсти все тонкости. Обычно бордюры устанавливаются одновременно при устройстве дорожного полотна. Тогда и дорожное покрытие, и сам бордюр станут одним целым и будут весьма прочными.
- Земляные работы. Рытье траншей под поребрики. Длина, глубина и ширина траншеи должны быть запланированы с учетом размеров камня, а также бетонной опалубки. Отметим, что поверхность траншеи и ее стенок должна полностью повторять форму бортового камня. Тогда он не будет «гулять».
- Устройство песчаной подушки. Толщина подготовительного слоя опередляется проектом.
- Устройство бетонной опалубки. Выбор бетона для опалубки должен соответствовать высоким требованиям прочности и морозостойкости. Толщина опалубки должна быть не меньше 100 см.
- Работы по устройству цементно-бетонного основания под камень.
- Устройство бортовых камней производится через 10-15 минут после того, как выполнена опалубка. Поскольку гранитный бордюр очень тяжелый, то при его установке лучше воспользоваться спецтехникой в виде погрузчика.
- Закрепление камня цементно-бетонной смесью. Допустимая ширина зазора между камнями составляет не более 10 мм.
Помимо прочего, виды подобных бордюров зависят от их назначения: дорожные, газонные и садовые. Декоративные бортовые камни славятся не только красотой и необычностью форм, но и разнообразными узорами, нанесенными на них. Стоимость таких камней очень высока.