Общенаучные методы как составляющая познания окружающего мира
Исторически сложилось, что всеобщих методов всего два: метафизический и диалектический. Причем первый стал постепенно вытесняться вторым, начиная примерно с середины XIX века.
Основные общенаучные методы имеют широкий спектр применения, который носит междисциплинарный характер. Благодаря подобной универсальности, они используются в разнообразных областях научной сферы жизнедеятельности человека.
Частнонаучные методы, в свою очередь, представляют собой особую группу, в которую входят исследования для какого-либо конкретного объекта или явления. Тем не менее они содержат в себе черты обоих способов изучения и познания окружающего мира, которые были рассмотрены ранее.
В свою очередь, каждая из представленных категорий имеет свою классификацию. К примеру, к общенаучным методам относят теоретический и эмпирический, а также смешанный уровень познания.
Способы познания на теоретическом уровне представляют собой исследования логической или рациональной составляющей явления. Это поможет выявить связи и закономерности между объектами и, помимо этого, определить наиболее важные и значимые стороны каждого из них. Следовательно, результатами подобных исследований становятся законы, теории, аксиомы и гипотезы.
В свою очередь, общенаучные методы, относящиеся к эмпирическому уровню познания, представляют собой исследования, применяемые непосредственно к реальным объектам, которые человек может воспринимать при помощи органов чувств. Полученные данные накапливаются, а затем проходят процесс первичной систематизации. Результатом этого являются схемы, графики и таблицы.
Поскольку эмпирический и теоретический уровень обладают тесной взаимосвязью, то в отдельную группу можно вынести общенаучные методы, которые в той или иной ситуации можно отнести как к первому, так и ко второму. В качестве примера к данной группе можно отнести моделирование. Оно позволяет воссоздать психологическую реальность, которая бы позволила определить поведение объекта в той или иной ситуации (влияние эмоционально окрашенных воспоминаний и историй на изменение настроения и состояния испытуемого).
Рассмотрим подробнее некоторые наиболее часто встречающиеся общенаучные методы.
Наблюдение
Целенаправленное визуально-чувственное систематическое изучение объектов и явлений для приобретения навыков и научных знаний о внешнем мире. Характеризуется тремя особенностями: 1. планомерность; 2. целенаправленность; 3. активность. Без вышеперечисленных характеристик наблюдение становится пассивным созерцанием.
Эмпирическое описание
Запись и фиксация сведений о процессах, объектах и явлениях, которые были получены в процессе наблюдения, при помощи различных средств искусственного и естественного языка. Однако к данному методу познания предъявляются определенные требования, например, объективность, полнота сведений и их научное содержание.
Эксперимент
Является более сложной формой наблюдения, поскольку предполагает целенаправленное и активное участие. Иными словами, это направленное изменение одной переменной и всестороннее наблюдение за оказанным ею влиянием на другие составляющие объекта, явления или процесса.