Последний приют: кладбища кораблей

Вы когда-нибудь задумывались о том, что происходит с кораблями, отслужившими свой срок? Для их утилизации создают специальные рукотворные кладбища кораблей. Они могут быть сухими доками, в которых хранят суда, содержащие асбест и другие материалы, способные оказать вредное влияние на экологию.

Рукотворные кладбища кораблей могут создаваться и в море, где старые суда оставляют разрушаться или разбирают на составные части. Но, несомненно, самыми интересными являются не эти искусственно созданные места упокоения, а кладбища кораблей, возникшие стихийно.

Коварная Атлантика

За время существования мореходства Атлантика стала последним пристанищем для миллионов судов, созданных в разные эпохи. Обычно кладбища кораблей возникают на месте пересечения морских путей, где отважных мореходов подкарауливают коварные рифы, блуждающие пески, не обозначенные на картах скалы. Так, неподалеку от Дувра есть место, где рельеф постоянно меняет свои очертания, неся реальную угрозу мореходам даже сегодня. Что же говорить о тех мореплавателях, которые не знали современных приборов? Около Дувра есть кладбище затонувших кораблей, на котором, по подсчетам историков, покоятся сотни «плавучих посудин» и более 50 тысяч человек, живших в разные исторические времена. Пробурив дно на глубину 15 метров, ученые обнаружили, что весь взятый керн состоит из остатков корабельных обшивок, дерева, железа. Мели Гудвина насквозь пропитаны корабельным тленом.

Недаром и сегодня это страшное место называют «Великим пожирателем кораблей». Таких мест множество. Кладбища кораблей есть в Карибском и Средиземном море, Бермудском Треугольнике, Индийском океане, на Фиджи и сотнях других мест. В некоторых из них триремы, созданные в античные века, находятся под толстым слоем остатков кораблей викингов, средневековых каравелл, фрегатов Нового времени и современных судов, пропавших уже в наше время. Почему же возникают такие погосты?

Почему?

Причинами возникновения корабельных кладбищ могут быть:

  • Штормы, которым не могли сопротивляться парусные суда.
  • Туманы, ориентироваться в которых без специального оборудования было практически невозможно.
  • Сильные течения, которым не могли противостоять корабли. Вынесенные на рифы, они оставались там навсегда, если их не успевали снять во время прилива.

Самые известные кладбища кораблей

Кроме «Великого пожирателя кораблей» существуют и другие места, где веками скапливались утонувшие суда (фото). Кладбище кораблей в Таранто (Италия) довольно известно, там среди 16 судов лежит один, получивший особую известность из-за своего груза. Судно везло монеты, мрамор и тамарисковые саркофаги. Интересно то, что спустя века груз все еще находится в нормальном состоянии. Среди современных кладбищ довольно крупное находится в Мавритании. После национализации многие рыболовные и транспортные суда были просто оставлены владельцами. Они до сих пор гниют неподалеку от берега. Есть такое место и в России, в Аральском море. Там в результате экологического бедствия сотни судов разрушаются посреди пустыни, еще недавно бывшей морским дном. Самое крупное корабельное кладбище находится в Пакистане. Огромные танкеры и роскошные круизные суда здесь распиливают на мелкие части и утилизируют.

Комментарии