Интервью - это современное искусство в рамках СМИ

Современное искусство интервью 2013 года очень далеко от банального анкетирования. Этот процесс таит в себе довольно много подводных камней и требует знания тонкостей профессии. Хотя до сих пор бытует мнение, что интервью - это один из самых лёгких жанров в современной журналистике. Казалось бы, что сложного: задавай своему визави вопросы и слушай ответы. Но не все так просто.

Существует множество факторов, от которых будет зависеть интервью. Это личность интервьюера, обстоятельства, степень общественного резонанса и т.д. Так чем же отличается Ларри Кинг от заштатной провинциальной журналистки? Почему один делает лучшие интервью, а выпуски другой вызывают острые приступы зевоты и непреодолимое желание переключить канал?

Опытные журналисты знают, что 80% успеха интервью - это подготовка. Осведомленность – главное оружие современных СМИ. В преддверии встречи со звездой, даже профессионалы посвящают целые недели изучению биографии и высказываний человека.

Необходимо помнить, что задающий вопросы, прежде всего, представляет аудиторию, а не себя лично. Это означает максимально возможную с его стороны объективность и непредвзятость. Недопустимо выражать свою личную точку зрения, соглашаться либо не соглашаться с говорящим или вступать с ним в полемику (если это не предусмотрено форматом передачи).

Если вы хотите получать информацию, владейте своими эмоциями. Вопросы, заведомо несущие негативный посыл, заставляют собеседника «закрываться» или же провоцируют на агрессивную реакцию. Журналисту следует избегать проявления личных чувств: восторга в присутствии знаменитости, осуждения и брезгливости рядом с преступником. Критичность мышления и способность сомневаться помогут избежать ситуации, когда журналист во время интервью «смотрит в рот» авторитетному гостю и позволяет тому задавать направление их разговора.

Главная цель интервью - это узнать новое и актуальное: факты, мнения, прогнозы. Чем больше свежей интересной информации станет известно в процессе разговора, тем более удачным его можно считать.

Интервьюер должен быть честен перед своей аудиторией и самим собой: чрезмерная тактичность и стремление избежать неловких вопросов – это не те качества, которые помогут сделать карьеру в данной сфере.

Один из самых проницательных и умных людей от журналистики, Робин Дэй, поделился своим этическим кодексом интервью. В нём он четко сформулировал негласные правила своей профессии.

1) Нельзя обманывать свою аудиторию и идти на поводу у работодателя, руководства канала или издания, которые просят намеренно избегать острых, интересующих всех вопросов.

2) Журналист должен честно обрисовать интервьюируемому лицу общие рамки беседы и упомянуть темы, которые будут им затронуты.

3) Несмотря на жесткие временные рамки телепередачи, необходимо дать гостю высказаться и выразить его мнение целиком, не вырывая слова из контекста.

4) Не пользоваться профессиональными уловками, чтобы смутить гостя или «подставить» его.

5) В руках журналиста серьёзное оружие: общественное мнение. Им нельзя злоупотреблять, навязывая собственное отношение и понимание вопроса. Стремиться нужно к тому, чтобы каждое интервью оставляло телезрителю простор для его личных суждений.

Комментарии