Иронические детективы: специфика жанра

Что такое иронический детектив? Книги этого жанра знакомы всем категориям читателей, только отношение к ним у всех разное. Кто-то считает иронический детектив литературным мусором, кто-то с радостью скупает все новинки, большинство же относится вполне равнодушно. И мало кто знает, что этот жанр появился менее 100 лет назад, и у него есть конкретная «литературная мама» - Иоанна Хмелевская.

Строго говоря, знаменитая польская писательница вовсе не была создателем новой группы литературных произведений. Одновременно с первыми повестями Хмелевской появились иронические детективы таких авторов, как Гастон Леру (Франция), Джорджетт Хейер (Великобритания) и Ене Рейто (Венгрия), так что этот жанр создавался общими усилиями. Но именно пани Иоанна первая завоевала любовь российских читателей, так что в нашей стране сложилось единое мнение: Хмелевская была первой, а остальные только пошли по ее стопам. Трудно сказать, насколько это соответствует действительности: у каждого автора есть свой стиль, поэтому нельзя обвинить кого-то в грубом подражании. Тем не менее, иронические детективы чаще всего пишутся по единому шаблону, который четко прослеживается в произведении любого писателя.

Классические компоненты иронического детектива:

1. Название. Это наиболее заметная деталь для покупателя, поэтому оно всегда броское, заметное, с долей юмора или сатиры, и чаще всего является искаженным речевым клише. Пример: «Чудовище без красавицы», «Подруга особого назначения», «Дамы убивают кавалеров».

2. Образ главной героини. В ироническом детективе это обычно некрасивая, несчастная, вечно попадающая в нелепые ситуации женщина (девушка). Иногда асексуальная. В конце «глупая» героиня непременно перехитрит всех преступников, обретет счастье в личной жизни и автоматически получит сопереживание читателя, так как он сам уже давно догадался, кто является главным преступником.

3. Однобокие персонажи: либо плохие, либо хорошие. И мир соответствующий: никаких полутонов, все черное или белое.

После пани Иоанны иронические детективы писали многие авторы. В нашей стране пик популярности жанра пришелся на 90-е годы прошлого века, когда прилавки были фактически завалены недорогими книжками в мягкой обложке, которые расходились как горячие пирожки. И, что самое интересное, большая часть этой популярности относилась всего к одному имени – Дарья Донцова. Иронический детектив в исполнении этой писательницы – все та же смесь из классических компонентов. Почему же ее книги пользовались и по-прежнему пользуются таким успехом? Ведь одновременно с популярностью на Донцову обрушилась лавина критики: книги посредственные, автор умом не блещет, заказывает детективы у «литературных негров», - это лишь часть обвинений. На вопрос об успехе писательница ответила сама, и, по словам Донцовой, она всего лишь пишет сказки для взрослых, которых им так не хватает в реальной жизни. Что касается прочих обвинений, то здесь все очевидно: ну не могут все писатели творить, как Толстой или Достоевский. Более того, не хотят и не должны. Книги должны быть разными, для всех категорий читателей, и пока будет кто-то, предпочитающий иронические детективы любому другому жанру, всегда найдется писатель, который будет их создавать.

Комментарии
Макулатура Донцовой - это "папир фюр туалет" - и не более. К литературе ЭТО относиться не может.