Межгрупповой конфликт в организациях: причины возникновения и способы разрешения
Результат деятельности любой компании зависит от работающих в ней людей: не только от их квалификации, но и от того, как они взаимодействуют и понимают друг друга. Сегодня в организациях часто возникает межгрупповой конфликт, неизбежно влияющий на продуктивность работы. Во избежание ее снижения необходимо разобраться в источниках образования разногласий и методах борьбы с ними.
Конфликт – столкновение двух сторон, каждая из которых имеет свой взгляд на определенную ситуацию и упорно доказывает его. Все может оборачиваться ссорами, угрозами и даже оскорблениями. Иногда такое явление может внести и положительные качества: просачивается дополнительная информация и настоящие мнения сотрудников, в результате чего можно действительно найти оптимальное решение. Все будет зависеть от того, как координировать появляющиеся разногласия.
Причины межгрупповых конфликтов могут быть очень разнообразными. Во-первых, в любой организации не бесконечно наличие ресурсов, а руководство принимает решения, как их использовать наиболее эффективно. Однако персонал желает увеличивать все, что имеет, начинает делить ресурсы, порождая тем самым конфликт. Во-вторых, часто результат работы зависит от деятельности подразделений. Если одно из них функционировало неправильно, межгрупповой конфликт неизбежен. В-третьих, иногда отделения самостоятельно устанавливают перед собой цель, которую стремятся достичь, несмотря ни на что. Если ей уделяется больше рабочего времени, чем общей миссии организации, персонал провоцирует разлад. В-четвертых, сотрудники могут по-разному воспринимать обстоятельства в силу своих устремлений, изучая только те особенности, которые благоприятны для их группы и собственных нужд. Данная причина конфликтов является очень распространенной в организациях. В-пятых, если на фирме работают люди разного возраста, стажа, социального статуса, с различным опытом и ценностями, легко может возникнуть межгрупповой конфликт. Шестая причина – несовершенство коммуникаций. Если руководство нечетко информирует сотрудников о должностных инструкциях, не может точно обосновать причины изменения оплаты труда или предъявляет взаимоисключающие требования, результат – снижение производительности труда, невыполнение плана и недостаточно качественный результат.
Межгрупповые конфликты в организациях можно решить несколькими способами.
1. Уклонение – одна из обвиняемых сторон переносит тему в совершенно другую область, ссылаясь на отсутствие времени для разборок.
2. Сглаживание - разрешение спора, основанное на согласии с противоположным мнением либо оправдании собственного суждения. Последнее лишь поверхностно устраняет разлад, внутри человек еще больше настраивается против оппонента, поэтому ситуация тайно усугубляется.
3. Поиск компромисса предусматривает изучение позиций обеих сторон и определение оптимального решения, максимально удовлетворяющего их.
4. Принуждение – не особо эффективный вариант, при котором одна группа накопила достаточно много небольших обид и предъявляет претензии, перед которыми не способна устоять другая.
5. Решение проблемы. Данным способом рассматриваются представления о возникших обстоятельствах обеих групп, после чего разрабатывается конкретная стратегия решения.
От восприятия людьми всего происходящего и степени их доверия друг к другу зависит то, как разрешится межгрупповой конфликт.