Миссия организации - общий ориентир
Миссия организации, в широком смысле, в широком понимании, отражает смысл существования самой организации. В узком смысле, она показывает, чем отличается данная организация от подобных ей.
Важнейшая задача стратегического менеджмента заключается в том, чтобы установить баланс интересов между разными социальными институтами, а также группами людей, которые заинтересованы в том, чтобы организация существовала и функционировала.
К социальным институтам и группам людей относят:
1-ая группа - это потребители;
2-ая группа – это работники организации;
3-я группа - это владельцы организации;
4-ая группа – это деловые партнеры;
5-ая группа - это местные сообщества;
6-ая группа – это общество в целом (в первую очередь в лице органов власти).
Интересы вышеперечисленных шести групп, в большей степени, выражает миссия организации. Она представляет собой деловое понятие, которое отражает предназначение данного вида бизнеса, а также его философию.
1.Чем занимается конкретная организация?
2. Какова ее сущность?
3. Каковы масштабы и перспективы развития организации?
4. В чем отличие организации от конкурентов?
На эти четыре вопроса даст ответ миссия организации. Она поможет определить, чем же, в действительности, занимается та или иная организация.
При этом на первый план ставятся запросы и нужды потребителей, а не товары, которые производит организация. Нужно сориентировать или, точнее сказать, подчинить интересы организации интересам субъектов внешней среды. Именно это позволяет сделать миссия организации, и формируется она для того, чтобы:
Во-первых, субъекты внешней среды должны иметь общее представление о том, что же из себя представляет организация, о ее стремлениях, о том, какие средства она использует для достижения собственных целей.
Во-вторых, чтобы способствовать единению самой организации и созданию в ней корпоративного духа.
В- третьих, для создания предпосылок для успешной реализации концепций стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент, в свою очередь, выделяет девять факторов стратегии предприятия, которая оказывает прямое влияние на то, как предприятие использует собственные ресурсы:
- Миссия предприятия – это четко сформулированная причина, по которой существует само предприятие.
- Конкурентные преимущества, позволяющие максимально эффективно использовать имеющиеся в наличии мощности.
- Организация бизнеса, то есть той оргструктуры, которая позволяет на практике использовать конкурентные преимущества.
- Продукция, соответствующая желаниям потребителей.
- Рынки.
- Текущие затраты и инвестиционные вложения.
- Изменения структуры предприятия.
- Программы развития.
- Культура управления, компетентность.
Миссия фирмы придает действиям сотрудников (работников) организации осмысленность, целенаправленность, которые позволяют лучше видеть, осознавать собственную деятельность. Не только то, что они должны делать, но и ради чего они осуществляют деятельность. Поэтому, миссия должна быть яркой, лаконичной, хорошо восприниматься и отражать следующие аспекты:
- круг удовлетворяемых потребностей;
- характеристики производимой продукции, а также ее конкурентные преимущества;
- перспективы роста начатого дела.
Миссия задает только общие ориентиры, направления деятельности организации (предприятия, фирмы), отражает смысл существования. А конкретные, конечные состояния, к которым стремится организация (предприятие, фирма), фиксируются в виде целей, достижение которых весьма желательно.
Цели, в свою очередь, должны быть гибкими, достижимыми, конкретными, ни в коем случае не противоречить друг другу, иметь статус закона для всех членов организации (предприятия, фирмы).