Милетская школа философии и ее основные представители
Становление философии Древней Греции происходило в шестом-пятом веках до Рождества Христова. Именно в этот период появляются «мудрецы», которые пытаются рационально объяснить то, о чем рассказывали древние мифы. Считается, что развитие этого процесса связано с тем, что торгово-промышленная часть населения, которая стала бороться за власть с землевладельческой аристократией и переходить к демократическому виду правления, вырабатывала собственное мировоззрение. У истоков этого «наивно-стихийного» мышления стояла так называемая Милетская школа философии.
Традиционно основателем этого направления считается Фалес. Он жил в конце седьмого–первой половине шестого века до нашей эры. Фалес полагал, что у всех вещей есть единое начало. Им он называл воду. Причем это не просто жидкость или вещество. С одной стороны, вода для философа – это среда, на которой «держится» наш мир, то есть, Земля. С другой – она разумная, «Божья». Весь мир с точки зрения основателя направления, которое впоследствии стало известно как Милетская школа философии, наполнен душами. Последние практически равны божествам и вселяются в тела, чтобы сделаться источником их интеллектуального развития. Вода у Фалеса играет также огромную роль в гносеологии. Поскольку все можно свести к единому началу, то оно является и основой всякого познания. А способствует этому мудрый поиск и правильный выбор.
Какие еще были представители Милетской школы философии? Нам известен Анаксимандр, который учился у Фалеса. Известно название его работы, которая носит имя «О природе». Именно поэтому мыслителей Древней Греции, идущих по его стопам, стали определять как натурфилософов. Анаксимандр был первым, кто сделал вывод о том, что в основе всех вещей не может быть какое-нибудь конкретное вещество, а нечто всеохватывающее, бесконечное, вечно движущееся. Он назвал эту категорию «апейроном». Милетская школа философии в лице Анаксимандра даже выдвинула идею о том, что человек мог появиться на земле в результате эволюции. Правда, он рассуждает об этом очень наивно. Философ полагал, что первочеловек зародился в чреве огромной рыбы, где и вырос. А потом он вышел наружу и стал существовать самостоятельно, продолжив свой род.
Милетская школа философии больше всего интересовалась происхождением и основой бытия и жизни, то есть онтологией. Ученик творца «апейрона» Анаксимен вновь вернулся к конкретизации единого начала всего. Он счел, что это воздух. Ведь он - самый неопределенный и безликий из всех четырех известных нам стихий. В какой-то степени этот мыслитель следовал своему учителю, поскольку определял воздух как «апейрос» - бескочечный. А уже его свойствами и является то, что увидел Анаксимандр, то есть вечность, постоянное движение и всепроникающее действие. Таким образом, «апейрон» - это качество воздуха, а не отдельная субстанция. Вторя Фалесу, Анаксимен видел в своем первоначале источник не только материи, но и душ. Последние имеют даже больше «воздушных» качеств – они не столь приземлены, как тела, и потому могут творить и создавать новое и великое.