Конъюнктура рынка - это оценка состояния дел в отрасли

Конъюнктура рынка – это ценовая, товарная, финансовая ситуация в отрасли народного хозяйства или в экономике в целом на данный момент времени. Кроме того, под этим термином подразумеваются факторы прежде всего экономические и социальные, которые влияют на развитие исходной отрасли экономики и на позиции игроков на рынке.

Основные характеристики

Таким образом, конъюнктура рынка – это динамическое отношение спроса к предложению, выраженное в количестве и номенклатуре товаров и услуг, представленных на рынке. Причем такое соотношение может оцениваться как в рамках всей экономики в целом, так и в отдельных промышленных отраслях (сегментах рыночного пространства). В таком случае конъюнктура рынка – это еще и самоопределение ценовой и номенклатурной политики основных игроков, предлагающих свою продукцию. Поэтому, скажем, рост/падение цен на те или иные товары может быть спровоцировано как факторами соответствующей динамики и структуры спроса и предложения, так и ситуацией в отрасли в целом или влиянием внешних показателей. Принципиально важно также то, что рыночную ситуацию в определенной отрасли нельзя рассматривать отдельно от ситуации в смежных сферах. Пространство рынка характеризуется целостной взаимозависимостью различных факторов, которые прямым или косвенным образом влияют и на действия структурообразующих игроков, и на активность обычных покупателей.

Анализ

Конъюнктура рынка – это и «естественный» аналитический показатель состояния дела в отрасли, сегменте рыночного пространства. Поэтому при оценке особенностей экономического воспроизводства необходимо в первую очередь просчитать такие показатели, как насыщение и емкость рынка, долевое участие ведущих предприятий, объемы задействованных материально-технических и финансовых ресурсов. Затем уже, опираясь на полученные данные, проследить, как эти факторы отразились на ценовой политике и динамике спроса. В любом случае исправление ситуации на рынке – при возникновении такой необходимости – зависит от реальных действий всех заинтересованных игроков, включая государство как основного надсмотрщика над устоявшимися правовыми нормами регулирования конкурентной среды.

Факторы конъюнктуры рынка

Среди таковых выделяются следующие:

  • Динамика спроса и предложения.
  • Структура спроса и предложения.
  • Рыночное позиционирование игроков.
  • Структура и динамика товарооборота.
  • Региональная спецификация спроса и предложения.
  • Региональная спецификация товарно-сырьевой базы.
  • Показатели трендинга, особенности «моды» на товары и услуги.
  • Специфика деловой активности.

Прогнозирование конъюнктуры рынка

Как известно, прогнозы – вещь неблагодарная, но для бизнеса жизненно необходимая. По крайней мере, строить планы необходимо после того, как будет четко обрисована стратегия развития на ближайшие несколько лет. Тогда уже можно говорить и об объемах немедленной и потенциальной реализации товаров, и о затратах на производство сырья и номенклатурной линейки, и об объемах капиталовложений в технологии и т. д. Словом, выстраивать повседневную работу на своем рынке.

Комментарии