Концепция Арнольда Тойнби: цивилизация - это общество, преодолевшее внешний вызов

Это понятие происходит от латинского слова civis, которое можно перевести как «гражданский» или «государственный». В более-менее современном понимании оно было впервые упомянуто французским просветителем Виктором Мирабо. Согласно его пониманию, цивилизация – это набор неких социальных норм, которые отличают

человеческое общество от звериного существования: знания, учтивость, смягчение нравов, вежливость и так далее. Этот термин также упоминается в работе другого видного философа эпохи – шотландца Адама Фергюссона. Для него цивилизация – это некая стадия развития человеческого общества. Фергюссон видел историю как последовательное развитие человеческой культуры (письменности, городов, социума) – от варварства к высокоразвитой культуре. В подобном ключе развивалось представление о предмете и в исследованиях позднейших философов, историков и социологов. Для них всех цивилизация – это понятие, так или иначе связанное с человеческим обществом и обладающее набором черт, характеризующих это общество. Впрочем, менялись подходы. Для марксистов, например, цивилизация – это этап развития производственных сил общества.

Исторический подход Арнольда Тойнби

Интересную модель исторического процесса предложил английский историк Арнольд Тойнби. В своем известнейшем труде «Постижение истории», состоящем из нескольких томов, он рассматривает всю историю человеческих обществ как нелинейную совокупность зарождения, развития и упадка цивилизаций, возникающих в разное время и в различных регионах земного шара. Особенности каждой

цивилизационной общности объясняются им разными условиями внешней среды: климата местности, исторических соседей и так далее.

Этот процесс Арнольд Тойнби назвал законом вызова и ответа. Согласно его теории, всякие известные и тайные цивилизации возникают из працивилизационных общностей в результате ответа на некий внешний вызов. А в ходе своего ответа они либо погибают, либо создают цивилизацию. Так, например, возникали древние вавилонская и египетская цивилизации. В ответ на засушливость земель для выживания местным племенам потребовалось создание целой системы искусственных ирригационных каналов, которые после требовали тщательного ухода. Это, в свою очередь, вызвало зарождение аппарата принуждения крестьян, возникновение богатств, а следовательно, и государства, которое приняло цивилизационную форму, диктуемую внешними климатическими особенностями.

Христианская средневековая

цивилизация на Руси возникла как реакция на постоянные набеги кочевых племен, сплотившие разрозненные восточнославянские племена. В первом томе своего «Постижения истории» Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию за всю историю человечества. Среди них, кроме упомянутых, древнекитайская, эллинская, арабская, индуистская, андская, минойская, майянская, шумерская, индская, западная, хеттская, дальневосточная, две христианские – в России и на Балканах, иранская, мексиканская и юкатанская. В позднейших томах его взгляды претерпевали изменения, и количество цивилизаций уменьшалось. Кроме того, историк отмечал некоторые общности, которые имели шанс стать цивилизациями, однако не смогли успешно преодолеть собственный вызов. Такими были, например, спартанцы, средневековые скандинавы, кочевники Великой степи.

Комментарии