Сегментация рынка - это неотъемлемая часть маркетинга
Сегментация рынка – это процесс разделения рынка (потребителей) на группы по определенным признакам. Основная цель этого действия состоит в изучении реакции той или иной группы на определенный товар, а также выбор целевого (основного) сегмента рынка. Сегментация рынка занимает доминирующее положение в любом маркетинговом исследовании клиентской базы компании.
Для чего нужна сегментация рынка
Любая компания работает для своих клиентов. Естественно, все они отличаются так или иначе друг от друга. Сегментация рынка – это процесс выделения определенных параметров, которые отличают одну группу от другой. Одного покупателя от другого может отличать место его жительства, привычки, социальное положение, религиозные взгляды и даже отношение к жизни. Принимая во внимание все эти различия, компания может выпускать продукцию разную для каждого сегмента. Каждая группа, естественно отличается друг от друга. Одной из отличий является их численность. Многие фирмы концентрируют свое внимание лишь на самой многочисленной группе. Хотя есть немало компаний, которые ориентируются на один узкий сегмент. Это позволяет им избежать большой конкуренции и иметь постоянных клиентов. Сегментация дает возможность изучить получше своих клиентов, а также выявить, какие группы не пользуются услугами определенной компании. Таким образом, сегментация рынка – это неотъемлемая часть в деятельности любой компании. Данное явление опирается на определенные принципы.
Принципы сегментации рынка
Сегменты могут отличаться по нескольким критериям:
- По географическому признаку. Потребители могут делиться на городское и сельское население, а также по месту жительства – по областям, городам и даже странам.
- По демографическому признаку. Самым распространённым является разделение потенциальных клиентов по возрасту, уровню дохода и семейному положению. Среди дополнительных: вероисповедание и род занятий.
- По психографическому признаку. Деление потребителей проводится на основе особенностей определенной личности. Существует различные методы определения психографического типа человека, по которым происходит сегментация рынка. Пример: можно отнести личность к одной из двух групп – к психоцентрикам или аллоцентрикам.
Среди других признаков можно выделить потребителей по их отношению к продукции, по стилю потребления и по личностным характеристикам.
Как выделять сегменты
Таким образом, сегментация рынка – это процесс, который должен проходить по определенной схеме, в зависимости от целей предприятия.