Виды истины в философском знании

Запрятана ли истина в вине или «ничто не истинно, все дозволено»? На эти и многие другие вопросы пытаются ответить философы не одно тысячелетие. С каждой новой попыткой отыскать настоящее знание на Земле обетованной появляется еще больше неразрешимых на данный конкретный момент вопросов и парадоксов. В данной статье мы кратко опишем различные виды истины в гуманитарной науке и философии.

Прежде чем переходить непосредственно к классификации, стоит отметить, что в современном гуманитарном знании выделяют столько истин, сколько профессий и родов деятельности существовало и существует в различных обществах. Так, для религиозного человека несчастье ближнего – это кара за его грехи или божье предзнаменование, для юриста это может быть преступление или нарушение закона, а для поэта и писателя – трогательная и чарующая история борьбы человека с его горем. Все эти виды истины имеют право на существование, поскольку лежат в разных полях знания.

Согласно наиболее популярной классификации, истина подразделяется на абсолютную и относительную. Первая – это полное и целое знание об объекте или феномене. С другой стороны, относительная истина говорит о том, что абсолютная является недостижимой. Невозможно постичь всего в знании, хотя можно к этому приблизиться. Такие виды истины в философии дали начало двум теориям: метафизике, которая утверждает, что абсолютное знание реально, и релятивизму, сетующему за относительность любого знания.

Еще с древних времен люди сомневались в абсолютности истины. Софисты в Древней Греции выражали релятивистские взгляды по отношению к этому, за что были раскритикованы Сократом. Гоббс, Дидро, Декарт и Лейбниц после христианской схоластики в XVI веке также доказывали, что идея сотворения мира богом как абсолютная истина имеет множество пробелов и по сути несостоятельна.

Служение относительной истине яро критикует Фридрих Ницше в своей работе «Так говорил Заратустра». Ее относительность проявляется в убеждениях народа или одного из правителей. Выдавая за истинное знание ложную теорию, коей, например, в середине ХХ века являлась евгеника, человек манипулирует другими в своих корыстных целях. Настоящий же философ, по мнению немецкого имморалиста, должен служить настоящей, нетрансцендентной истине.

Как понять, что такое истина? Ее критерии и виды описаны во многих философских и других научных работах. Если говорить кратко, то истина должна подчиняться законам логики, не противоречить уже открытым фактам науки, соответствовать фундаментальному знанию, быть простой и понятной, применяться на практике, а также не должна зависеть от человечества.

Виды истины, о которых уже было сказано выше, дополняются также и объективным ее типом. Такая истина представляет собой знание, которое не зависит от деятельности отдельного индивида и человечества в целом.

Какие бы виды истины ни существовали, философы считают, что их можно познать только через опыт, ощущения, разум. Либо же, как говорил Иван Карамазов в романе Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет, все позволено».

Комментарии