Виды истины в философском знании
Прежде чем переходить непосредственно к классификации, стоит отметить, что в современном гуманитарном знании выделяют столько истин, сколько профессий и родов деятельности существовало и существует в различных обществах. Так, для религиозного человека несчастье ближнего – это кара за его грехи или божье предзнаменование, для юриста это может быть преступление или нарушение закона, а для поэта и писателя – трогательная и чарующая история борьбы человека с его горем. Все эти виды истины имеют право на существование, поскольку лежат в разных полях знания.
Согласно наиболее популярной классификации, истина подразделяется на абсолютную и относительную. Первая – это полное и целое знание об объекте или феномене. С другой стороны, относительная истина говорит о том, что абсолютная является недостижимой. Невозможно постичь всего в знании, хотя можно к этому приблизиться. Такие виды истины в философии дали начало двум теориям: метафизике, которая утверждает, что абсолютное знание реально, и релятивизму, сетующему за относительность любого знания.
Служение относительной истине яро критикует Фридрих Ницше в своей работе «Так говорил Заратустра». Ее относительность проявляется в убеждениях народа или одного из правителей. Выдавая за истинное знание ложную теорию, коей, например, в середине ХХ века являлась евгеника, человек манипулирует другими в своих корыстных целях. Настоящий же философ, по мнению немецкого имморалиста, должен служить настоящей, нетрансцендентной истине.
Как понять, что такое истина? Ее критерии и виды описаны во многих философских и других научных работах. Если говорить кратко, то истина должна подчиняться законам логики, не противоречить уже открытым фактам науки, соответствовать фундаментальному знанию, быть простой и понятной, применяться на практике, а также не должна зависеть от человечества.
Виды истины, о которых уже было сказано выше, дополняются также и объективным ее типом. Такая истина представляет собой знание, которое не зависит от деятельности отдельного индивида и человечества в целом.