Гуманитарная наука и дискуссии о ее роли в ХХ веке
Дискуссии об истине, популярные в ХХ столетии, породили вместе с проблемами и новые антиномии. Открытие психоанализа позволило превратить его из методики лечения в философско-психологическую доктрину о соотношении сознательного и бессознательного в человеке.
Аналитическая философия заняла безапелляционную рационалистически-сциентистскую позицию. Она заявила, что научное знание является единственно возможным. Логический позитивизм в лице Рассела, Карнапа, представителей Венского кружка использовал аппарат математической логики для создания особого языка. Он должен был оперировать исключительно с верифицируемыми понятиями. Из них можно строить непротиворечивые логические конструкции, которые «можно терпеть» в качестве теорий. Понятно, что традиционная гуманитарная наука при таком подходе оказывалась как бы за бортом. Но и это еще не все. Теория «языковых игр» Витгенштейна и его последователей также обосновала несовместимость естественных и математических дисциплин с «науками о духе».
Однако все эти процессы не помешали и популярности противоположного отношения к гуманитарным наукам. Этот подход сформировал облик ХХ столетия в не меньшей степени, что и Поппер. Речь идет об основателе философской герменевтики Гансе-Георге Гадамере. Соглашаясь с тем, что всякая естественная и гуманитарная наука фундаментально различаются между собой по способу интерпретации, философ счел это не негативным, а позитивным явлением. В математике, физике, биологии теория создается согласно методологии.
Гадамер одним из первых возвращается к позитивной окраске понятия «авторитет». Именно это делает «науки о духе» тем, чем они есть. В этой области мы ничего не можем знать без помощи предшественников, и потому традиция для нас играет очень большую роль. Наша рациональность только помогает нам самим избрать авторитет, которому мы доверяем. А также традицию, которой мы следуем. И в этом единстве настоящего и прошлого и состоит роль гуманитарных наук.