Суверенитет государства - это что? И в чем он проявляется?
Всем нам известно в общих чертах, что суверенитет государства – это возможность его правительства принимать важные решения независимо от внешних источников, руководствуясь лишь соображениями государственной выгоды. Однако давайте рассмотрим подробней историю и сущность этого явления.
Суть понятия
Суверенитет государства – это детище европейской политической мысли Нового времени. Окончательно он оформился в середине XVII века в Вестфальской системе международных отношений, сформировавшейся после Тридцатилетней войны в Европе. Тогда понятие суверенитета государства стало означать возможность национальных правительств (тогда еще королевских) действовать независимо от католической церкви. Ведь на протяжении всего средневековья церковь имела подавляющее влияние почти в Западной и Центральной Европе. Короли были вынуждены освящать свою власть и согласовывать свои действия с Папой Римским, нередко подстраиваясь под его интересы. Эпоха просвещения и гуманизма породила не только более внимательное отношение к человеку (и как следствие падение роли церкви), но и принципиально новую политико-юридическую свободу государств. Последняя позволяла национальным правительствам совершать собственные действия во внешней и внутренней политике в соответствии исключительно с собственными интересами. Это явление вместе с тем проявляется в различных формах.
Суверенитет государства - это национальный суверенитет
В современном юридическом понимании международных прав четко различаются понятия национального и народного суверенитетов. Идея первого была рождена все теми же просветителями Нового времени, хоть окончательную свою форму обрела лишь в конце XIX века.
Народный суверенитет
Другой разновидностью суверенитета в современном международном праве является народный. Он зародился еще раньше национального. Сущность этого явления заключается в мысли о том, что источником и наивысшим носителем власти в конкретном государстве является народ (хотя раньше это считалось безусловным правом монарха, ниспосланным свыше), а любая внутренняя и внешняя политика должна осуществляться с его согласия и исключительно в его интересах.