Самодельный снегоход: инструкция по созданию и эксплуатации

Зима - лучшее время для активного отдыха и увлекательных путешествий по бескрайним снежным просторам. А что может быть интереснее и доступнее, чем построить собственный снегоход своими руками для катания всей семьей?

История создания самодельных снегоходов

Первые самодельные снегоходы в СССР стали появляться в 1960-1970-х годах. Энтузиасты использовали для их создания детали от старых мотоциклов, тракторов и автомобилей.

"Я решил смастерить транспорт для зимних прогулок по лесу. Взял старую раму от мопеда, приделал лыжи спереди и гусеницу сзади"

Основными материалами для изготовления рамы и деталей ходовой части служили стальные трубы, уголки и профили. Для обшивки применялся оцинкованный металл, фанера или пластик.

самодельный снегоход сегодня может быть изготовлен на базе малолитражного двигателя с использованием цепной или ременной передачи к ведущим звездочкам гусеницы. По сравнению с прошлыми десятилетиями появилось гораздо больше вариантов для выбора недорогих комплектующих и расходных материалов.

Комплектующие для создания современного самодельного снегохода

Для силовой установки хорошо подойдут бензиновые двигатели китайского или российского производства мощностью от 8 до 15 л.с. с рабочим объемом 150-250 кубических сантиметров. Оптимальный вес агрегата составляет около 40-60 килограмм.

  • Двигатели марки "Lifan" или аналоги
  • Моторы "Садко", "Дружба"
  • Двигатели от мотоблоков или мотоциклов

Для передачи крутящего момента используют цепные или ременные вариаторы от снегоходов, квадроциклов, мопедов и мотоциклов. Подойдут металлические цепи с шагом 12-20 мм.

Инструменты и оборудование

Для изготовления металлических деталей самодельного снегохода потребуются:

  1. Сварочный аппарат (сварка MMA или MIG/MAG)
  2. Набор слесарных инструментов (ключи, отвертки, молотки)
  3. Электрическая дрель и набор сверл
  4. Дисковая пила и/или ножовка по металлу

Также пригодится набор измерительных приборов - рулетки, угольники, уровни:

Рулетка 5 м Для замеров и разметки
Угольник слесарный Контроль углов и плоскостей
Уровень строительный Проверка горизонтальности

Пошаговая сборка гусеничного самодельного снегохода

Самодельный снегоход может быть изготовлен при помощи такой пошаговой инструкции:

  1. Изготовление металлической сварной рамы
  2. Установка подвески, двигателя и трансмиссии
  3. Монтаж ходовой части и гусеницы

Начнем с разметки и сварки рамы из стальных уголков или профильных труб. Необходимо точно выдержать все размеры, чтобы в дальнейшем без зазоров установить двигатель, подвески и другие узлы.

Для установки силового агрегата потребуется изготовить мотораму с креплениями. Затем уже можно разместить на раме двигатель, вариатор, цепную или ременную передачу. Следом монтируем рулевую колонку, лыжи передней подвески, амортизаторы и другие детали.

Монтаж ходовой части

Отдельным этапом идет установка ходовой части - гусеницы, ведущих и направляющих звездочек, роликов. Для гусеницы можно использовать металлические траки или резинотканевую ленту.

В качестве материала для траков подойдут пластиковые или металлические трубы диаметром от 25 до 40 мм. Их нужно разрезать вдоль и закрепить болтами на ширине гусеничной ленты с шагом от 100 до 250 мм.

Установка лыж и роликов

В средней части самодельного снегохода устанавливаем одну или две опорные лыжи, что позволит разгрузить гусеницу. Металлические лыжи можно взять от готовых снегоходов, усилив их профилем или уголком для жесткости.

Также не забудем про направляющие ролики, которые идут спереди и сзади гусеницы. Их задача - удерживать ленту в заданном положении при движении снегохода и прохождении поворотов.

Обшивка кузова самоделки снегохода

После установки всех механических узлов и агрегатов можно приступать к обшивке кузова нашей самоделки. Оптимальным материалом служит стеклопластик, поликарбонат или тонкий металлический лист.

Для удобства посадки и высадки пассажиров, следует предусмотреть съемные боковые панели. Также потребуется изготовить сиденья и поручни в салоне снегохода.

Окраска и финишная сборка

Перед покраской все поверхности необходимо тщательно обезжирить и загрунтовать. Для основного цвета лучше выбрать яркий оттенок с отличными видимыми свойствами.

После высыхания краски можно устанавливать панель приборов, фары, спидометр и другое электрооборудование. Завершает сборку монтаж защиты двигателя, бензобака, аккумулятора и дополнительных кожухов.

Первый запуск и обкатка

После окончания всех сборочных работ наступает ответственный момент - первый запуск двигателя самодельного снегохода. Необходимо проверить работу систем питания, смазки, охлаждения и запустить мотор.

При отсутствии посторонних шумов и вибраций можно приступать к обкатке. На первом этапе движемся на первой передаче со скоростью не более 10 км/час, контролируя температуру двигателя и работу трансмиссии.

Выбор оптимального маршрута

Для первых поездок на самодельном снегоходе рекомендуется выбрать простой маршрут по ровной местности без крутых подъемов и ям. Можно использовать проселочные дороги, поля или замерзшие водоемы.

Необходимо соблюдать правила дорожного движения для снегоходной техники и двигаться со скоростью не более 20-30 км/ч для обеспечения безопасности.

Управление и эксплуатация

Водитель должен сидеть в центре снегохода, крепко держась двумя руками за руль для сохранения равновесия при прохождении поворотов. Пассажиры во время движения также обязаны находиться на штатных сиденьях.

Не рекомендуется буксировка прицепов или перевозка тяжелых грузов в период обкатки самодельного снегохода из соображений надежности и долговечности.

Техническое обслуживание

Для поддержания работоспособности самоделки потребуется регулярное обслуживание - замена масел в двигателе и трансмиссии, регулировка натяжения гусеницы, смазка цепей, проверка крепежа.

После длительной эксплуатации возможна замена изношенных узлов и деталей - роликов, стоек подвески, резинотехнических изделий. Контроль и оперативное устранение возникающих неполадок позволит продлить срок службы самоделки.

Комментарии