Стратегии банка на современном конкурентном рынке
Современный избыточно конкурентный финансовый рынок предусматривает адекватные его вызовам стратегии банка. Структурно он состоит из нескольких рынков: расчетно-кассового обслуживания, ссуд, валютного и ценных бумаг. На них производится более 150 видов различных банковских операций. В процессе взаимодействия коммерческого банка с рынком семимильными шагами развивается его виртуальная составляющая, предполагающая многоканальность и удаленное получение клиентами услуг. Совершен революционный «поворот на 180о» - от товароориентированных технологий – до клиентоориентированных (CRM).
Если обратиться к «классике», то стратегия банка может основываться на одной из двух платформ: американской (рыночной с биржевой структурой, большим количеством акционеров и их ротацией) и европейской (партнерской, противоположной первой).
Разработка стратегии банка начинается с сегментирования рынка и позиционирования банковских продуктов на нем. Только выполнив это условие, его менеджмент в реальном времени сможет ориентироваться в тотальной конкурентной среде. То есть будет действовать взвешенно и сообразно этому плану, претворяя его в жизнь пошагово, учитывая, с одной стороны, коммерческий интерес, с другой – неуклонно выдерживая нормативы Центрального банка, с третьей – оптимально используя особенности региональных хозяйств.
Базовыми понятиями - альфой и омегой стратегии банка является его депозитная и кредитная политика, постоянное внимание к оптимальной структуре пассивов и активов, четкое определение допустимых рисков при кредитовании.
Отечественный банковский рынок подпадает под категорию рыночной ситуации – чистая конкуренция, характеризующаяся множеством продавцов, предлагающих однотипные товары и услуги. Стратегия коммерческого банка в этой среде не может осуществляться без постоянного управленческого соизмерения стратегических целей и имеющихся ресурсов: отслеживания динамики собственного капитала (учитывая его структуру), клиентской базы, качества тарифной и продуктовой политики, соответствия структуры банка его миссии. Миссия банка должна, отражая сформулированные менеджментом стратегии банка, четко очерчивать круг наиболее важных клиентов (включая перспективных), а также основные направления взаимодействия с ними, подкрепленные плановыми показателями.
Заслуживает внимания позиция банков, пересмотревших традиционную привязку к показателям прошлого года. Ими оспаривается «обезличенный подход», зацикленный на краткосрочных результатах без учета сохранения и наращивания персонифицированной клиентской базы. Для ее наращивания используются следующие методы:
- метод заранее отработанного подхода;
- метод формирования запросов и нужд клиента;
- метод удовлетворения запросов и нужд клиента.
Мотивированно критикуются «традиционные менеджеры», старающиеся «равномерно нарастить все» по причине боязни «не вписаться в план».
Разработка стратегии банка во многом определяется планированием, методами управления рисками и взаимовыгодного построения деловых отношений с клиентами.
Заканчивая этот краткий обзор современных стратегий коммерческих банков, можно сделать вывод о скорой концептуальной замене устоявшихся, ориентированных на продукты, стратегий на новые – клиентоориентированные.