Деньги: определение и причины появления
Деньги, определение которых будет рассмотрено ниже, часто именуют языком рынка, потому что с их помощью осуществляется кругооборот ресурсов и товаров. Потребители приобретают товары у производителей, которые затем отдают наличность за ресурсы, предоставленные им населением. Правильно организованная и чётко работающая денежная система обеспечивает стабильность национального производства, устойчивость цен и полную занятость населения.
Такие разные деньги. Определение М1
Ни экономисты, ни чиновники так и не сошлись в едином мнении насчёт составных частей М1. Этим символом обозначается денежная масса, состоящая из 2-х элементов:
1. Наличные деньги (как бумажные, так и металлические), которыми оперируют все экономические субъекты, кроме банковских структур.
2. Вклады (чековые депозиты) в сберкассах, коммерческих банках и прочих сберегательных учреждениях, на которые можно выписать чеки.
Что такое деньги? Определение М2
Официальными кредитными ведомствами была предложена более широкая формулировка. М2=М1 + сберегательные счета (бесчековые) + депозитные счета рынка денег + срочные депозиты (меньше 100 000$) + взаимные фонды рынка денег. Главный смысл заключается в том, что все составляющие категории М2 можно легко и без всяких потерь конвертировать в чековые депозиты или наличность.
Деньги: определение М3
В третьей трактовке - М3 - признаётся тот факт, что срочные депозиты (свыше 100 000$), которые обычно находятся во владении предпринимательских структур в виде депозитных сертификатов, тоже легко могут обратиться в чековые депозиты. У подобных сертификатов есть собственный рынок, где их можно купить или продать в любой момент. Но при этом стоит помнить о риске возможных потерь. Добавив срочные депозиты к категории М2, мы получаем третью формулу для определения денег: М3=М2 + срочные депозиты (свыше 100 000$).
Причины появления денежных единиц
Причины появления кроются в товарном противоречии, а точнее в противоречии между ценой товара и его потребительской стоимостью:
- по потребительской стоимости абсолютно все товары количественно несоизмеримы и качественно разнородны, а также имеют различную степень полезности. Пироги и сапоги не только не похожи, но и изготавливаются представителями различных профессий;
- по цене товары количественно соизмеримы и однородны. Поэтому в процессе обмена могут сопоставляться и приравниваться самые экзотические вещи.
Внутренние противоречия самого товара проявляются только в процессе обмена. И его никак нельзя оценить без размещения на рынке. Единственный способ, с помощью которого можно измерить его цену, – это сравнить его с другими товарами. Выражение затрат на производство товара именуется меновой стоимостью, поэтапное развитие которой приводит к возникновению внешних полярностей, развёртыванию внутренних товарных противоречий и, в целом, - к противостоянию денег и товаров.