Эстетика – это философия красоты и целесообразности

Само понятие эстетики пришло к нам из Древней Греции. Когда античные философы впервые задумались над различными категориями и определениями человеческой деятельности, они дали такое название рефлексиям о прекрасном и безобразном, а также восприятию этого явления чувствами. Позже стали считать, что эстетика – это особая теория о том, что такое красота. Также размышляли над тем, какие формы она может принимать, существует ли она в природе или только в творчестве. Можно сказать, что это учение в качестве дисциплины зародилось одновременно с философией и является ее частью. Пифагорейцы, «сочетая алгебру и гармонию», соединили понятия красоты и чисел.

Эстетика – это ценность. Представления античного мира от мифа до категоризации

Древнегреческие философы придавали особое значение идее происхождения мира из хаоса и стремления его к гармонии. Потому эстетика у них относилась к категориям онтологии. Так, макро- и микрокосм, то есть человек и Вселенная, должны были быть подобны друг дрогу, в том числе и в красоте. Мифология античности тоже отвечала этой картине мира. Софисты заметили, что эстетические представления часто зависят от самого человека и его восприятия. Поэтому они поставили эстетику в ряд ценностных категорий, которые составляют фундамент личности. Сократ же, наоборот, предположил, что эстетика – это этическое понятие, и аморальность безобразна. Его идеи во многом развил Платон, который заметил, что идеи о прекрасном мы получаем "свыше, как будто припоминая". Они происходят из мира богов. И, наконец, у Аристотеля мы находим целую теорию о том, что красота и творчество требуют философского осмысления и научного определения. Он впервые предложил такой термин, как «категории эстетики», и ввел их в научный оборот. Аристотель различает основные термины, в которых можно выразить представление о творчестве: «прекрасное», «возвышенное», «безобразное», «низменное», «комическое», «трагическое». Он также попытался установить связи между этими категориями и их взаимозависимость.

Развитие эстетических учений в Европе до новейшего времени

Во времена Средневековья, особенно раннего, господствовало христианизированное учение Платона о том, что эстетика происходит от Бога, и потому она должна быть «вписана» в богословие и подчинена ему. Фома Аквинский разрабатывает теорию о красоте и целесообразности в терминах Аристотеля. Он размышляет о том, как категории эстетики призваны привести человека к Богу, а также каким образом они проявляются в созданной Им природе. В эпоху Ренессанса последняя теория приобрела большую популярность, потому что поиск гармонии в природе с помощью математики и выражение ее средствами изображения и слова сделался основным методом философии прекрасного. Так возникла эстетика искусства в определении гениального Леонардо да Винчи. В 19 веке господствовали три теории, которые боролись между собой за популярность среди тогдашних интеллектуалов. Прежде всего, это романтическая концепция, утверждавшая, что эстетика – это дар природы человеку, и нужно просто уметь слышать ее голос, чтобы воплотить его в своем творчестве. Затем – гегельянская философия, утверждавшая, что теория о прекрасном - это одна из форм развития абсолютной идеи, и она имеет определенные исторические этапы становления, как и мораль. И, наконец, идеи Канта о том, что эстетика является нашим представлением о природе как о чем-то имеющем целесообразность. Эта картина складывается у нас в голове, и мы сами привносим ее в окружающий мир. На самом деле эстетика родом из «царства свободы», а не природы. В конце 19 века наступает кризис традиционных направлений теории прекрасного, но это уже предмет совсем другой беседы.

Комментарии