Типовой устав ООО: особенности, содержание и требования

Многие предприниматели при создании своего дела предпочитают открывать ООО. Данная организационная форма деятельности считается достаточно простой и востребованной. Учредители отвечают по обязательствам только тем имуществом, которое было ими вложено в процессе открытия предприятия. Для открытия такой фирмы требуется устав ООО. Предприниматели могут разрабатывать его самостоятельно или пользоваться специальными типовыми формами.

Понятие и нюансы типовых форм

Еще в 2014 году были введены упрощенные формы устава для ООО. Само понятие вводится в ст. 52 ГК. В 2015 году изменения были внесены в законодательство, регулирующее работу компаний. Типовой устав ООО был введен для упрощения процесса регистрации компании. Предполагалось, что такая система будет окончательно введена и действенна в 2018 году, но все еще имеются сложности с использованием таких форм.

К плюсам применения типовых форм относится:

  • учредители не должны самостоятельно заниматься разработкой устава, что требует не только траты значительного количества времени, но и усилий и средств;
  • отсутствует риск, что в документации не будут нужные положения по законодательству;
  • образец устава ООО, утвержденного государством, не обладает бумажной формой, поэтому не получится разными действиями его повредить, а также он никогда не будет украден или подделан;
  • при работе с контрагентами так же не требуется передавать им бумажный вариант устава, так как достаточно сообщить, что применяется утвержденная государством форма;
  • инспекторы, занимающиеся проверкой организации, не будут сталкиваться с необходимостью изучать огромное количество страниц и данных, а также они могут быть изначально уверены в наличии необходимых данных в документации;
  • уменьшается риск того, что будет заявителю отказано в регистрации ООО за счет того, что предоставленный устав не соответствует требованиям законодательства.

При регистрации не возникает необходимость передавать работникам ФНС документ в электронном или бумажном виде. Для этого достаточно только указать в новой форме заявления Р11001, что будет компания применять типовой устав ООО.

Виды новых форм

ФНС разработала и утвердила несколько вариантов уставов, которыми могут пользоваться разные компании. Они не являются какими-либо стандартными и распространенными документами, поэтому представлены только базой.

При введении первой типовой формы возникли многочисленные споры относительно целесообразности ее применения. Были разногласия в том, какие положения должны вноситься, а также какие имеются между ними нестыковки и ошибки. Некоторые пункты обладали сбившейся нумерацией.

Значимой ошибкой было то, что устав ООО по новой типовой форме должен был содержать сведения:

  • наименование компании;
  • место расположения организации;
  • размер созданного уставного капитала.

Данное требование противоречило положениям закона «Об ООО», так как в данном законодательном акте четко указывалось, что в уставе могут отсутствовать такие сведения. Поэтому были внесены значительные поправки в документацию.

Сейчас предприниматели могут пользоваться 4-мя вариантами образцов нового устава ООО. Каждый обладает своими нюансами и содержанием. Выбирается любой вариант в зависимости от количества участников и специфики работы самой компании:

  • №1 – данная редакция устава ООО предназначается для компаний, в которых имеется больше 15 участников;
  • №2 – используется для предприятий, открывающихся одним учредителем;
  • №3 – предназначается для общества, в котором количество участников не превышает 15 человек, но при этом имеется запрет на выход из компании;
  • №4 – используется фирмами, в которых число учредителей не больше 15, но они обладают правом выйти из общества при необходимости.

Данные формы были окончательно утверждены ФНС, поэтому они повсеместно используются для регистрации компаний. Образец устава ООО можно просмотреть ниже.

Правила регистрации ООО

Компании должны открываться на основании многочисленных требований законодательства. Регулярно вносятся разные изменения, позволяющие упрощенно выполнить процедуру регистрации предприятия. Сюда относится не только введение новой формы устава ООО, но и некоторые другие моменты:

  • компании могут открываться не только с использованием типовых форм, но и с применением самостоятельно разработанной документации, куда внесены нужные пункты, но при этом такой устав не должен противоречить требованиям законодательства;
  • утвержденный документ непременно размещается на официальном сайте ФНС;
  • если компания принимает решение использовать типовой устав, то не требуется передавать в отделение ФНС данный документ, поэтому надо только указать в заявлении о принятом решении;
  • регистрация компании выполняется в течение трех дней с того момента, когда работникам налоговой службы будут переданы необходимые документы;
  • порядок регистрации так же претерпел значительные изменения после введения типовых форм.

За счет возможности пользоваться типовыми формами, компании считаются простыми в открытии. Особенно это актуально для предпринимателей, не обладающих знаниями о том, как правильно должен формироваться устав ООО с одним учредителем или несколькими участниками. Изменения коснулись ООО, поэтому остальные общества обязаны самостоятельно заниматься разработкой уникального устава.

Когда возможен переход?

Каждая компания может пользоваться такими типовыми документами сразу при открытии организации или после того, как учредители примут решение относительно необходимости изменения устава ООО.

Если только планируется открытие предприятия, то участники должны принять решение относительно того, какой именно устав будет применяться, причем выполнить это надо до обращения в ФНС для регистрации. Информация об этом документе должно содержаться в решении участников и в заявлении, передающемся в отделение ФНС.

Действующие компании могут осуществить смену устава ООО в любой момент времени.

При любой ситуации для применения и перехода на типовой устав выполняются действия:

  • в письменном виде утверждается данный документ;
  • он передается работникам ФНС.

За счет использования типового устава ООО, регистрация будет упрощенной, так как учредители экономят собственные средства и время на формирование уникального и оригинального документа. Дополнительно можно будет в любое время внести в документ корректировки. Изменение адреса в уставе ООО, а также размера уставного капитала или даже названия компании – это оперативные и простые процессы. Контрагенты в любом случае не будут отказываться от сотрудничества по причине отсутствия стандартного и оригинального устава.

Для применения типового документа рекомендуется сначала изучить образец устава ООО с двумя учредителями или одним участником. Далее принимается решение и утверждается документация. В ФНС передаются документы, необходимые для фиксации нового устава ООО.

Как оформляется документ?

Составить устав достаточно просто, но при этом нередко у руководителей новой организации возникают сложности с его правильным оформлением. Для этого учитываются нюансы:

  • отсутствует жесткое требование относительно прошивки устава ООО, но ФНС советует выполнять данный процесс, чтобы гарантировать сохранность и целостность документации, так как если листы не будут скреплены, то велика вероятность, что частично будут утеряны разные бумаги;
  • не возникает необходимость подписывать новый устав, но при этом на прошивке делается наклейка, содержащая сведения о том, какое количество листов имеется в документе, а также ставится подпись заявителя.

По традиции титульный лист устава подписывается председателем собрания, на котором решается, что требуется ввести документ типового образца. Если возникают определенные вопросы и сложности, то рекомендуется обратиться к работникам ФНС, чтобы узнать нужную информацию. Также практически в каждом городе работают специализированные компании, оказывающие консалтинговые услуги, поэтому они могут подсказать, как правильно оформлять и заполнять документ.

Какие вносятся сведения?

Хотя компании пользуются типовыми формами, у них все равно могут возникать определенные сложности. Поэтому желательно заранее изучить образец устава ООО с одним учредителем или несколькими участниками. При заполнении документа учитываются некоторые рекомендации:

  • Отражаются все направления деятельности предприятия, для чего правильно выбираются и вписываются коды ОКВЭД.
  • Обязательно указываются те виды работ, для которых требуется оформлять лицензию.
  • Если вносятся разные дополнения, то оптимально пользоваться новой редакцией, где будут иметься все организационные корректировки.
  • В пункте, предназначенном для места нахождения общества, указывается именно населенный пункт, где функционирует компания, а вот подробный адрес в уставе ООО не требуется. Это обусловлено тем, что точный адрес в любом случае будет иметься в заявлении на регистрацию компании.

Наиболее часто используется типовой устав ООО с одним учредителем. Если же имеется сложная структура, а также управлением фирмы будет заниматься несколько человек, то желательно заниматься самостоятельно разработкой уникального документа. При этом допускается пользоваться разными образцами, типовыми документами и рекомендациями специалистов. Если будущие руководители компании не обладают нужными знаниями и навыками, то они могут обратиться за помощью к специалистам.

Варианты использования типового документа

Применение типовых уставов, разработанных специалистами ФНС, может осуществляться тремя разными способами. К ним относится:

  • Регистрация компании. В этом случае выполняется стандартная процедура, но при этом подается в ФНС заявление по форме Р11001, где требуется указывать на использование типовой документации. При таких условиях не требуется предоставлять в данное учреждение сам устав ООО с двумя учредителями или другим количеством участников. В заявлении указывается, что используется типовая документация. Дополнительно должно иметься решение учредителей, представленное в письменном виде и содержащее информацию о применении типового устава.
  • Переход с традиционного документа на типовой. Для этого первоначально проводится общее собрание, где принимается решение учредителями о том, что фирма должна работать по типовому уставу. Далее формируется заявление, которое совместно с этим решением направляется в ФНС. В этом документе указывается на необходимость внесения изменений в ЕГРЮЛ о том, что фирма применяет новый устав. Для этого используется форма заявления Р14001. Дополнительно некоторые уполномоченные лица должны быть проинформированы о том, что организация перешла на типовой устав. Наиболее часто это требуется банковским организациям, так как обычно в условиях кредитных контрактов содержатся часто пункты о том, что кредитор должен уведомляться об изменении каких-либо данных в учредительных документах предприятия.
  • Переход с типового устава на традиционный. Этот вариант считается наиболее сложным. Обычно принимается такое решение организациями, если потенциальные контрагенты отказываются от сотрудничества из-за наличия типового устава. При таких условиях первоначально фирма должна заняться разработкой своего индивидуального устава, учитывающего особенности работы предприятия. На собрании учредителей принимается решение о том, что компания отказывается от работы по типовой документации. Формируется заявление по форме Р13001, в котором указывается принятое решение. Оно направляется в ФНС совместно с решением и текстом новой учредительной документации. Дополнительно прикладывается квитанция, подтверждающая уплату пошлины.

Регулярно вносятся разные изменения в правила работы специалистов ФНС, поэтому они могут требовать от заявителей разных дополнительных документов и действий. Поэтому рекомендуется перед изменением устава проконсультироваться у специалистов относительно правильности выполнения данного процесса. Это обусловлено тем, что по-прежнему имеются определенные сбои и нюансы при переходе на типовые уставы. Планируется, что через небольшой промежуток времени данный процесс будет автономным и более понятным.

Последствия использования типового документа

Применение типового устава считается предпочтительным для многих компаний, причем имеется множество положительных последствий принятия такого решения. К ним относится:

  • компании могут по упрощенному способу вносить определенные изменения в устав, так как данный процесс не требует официальной регистрации в ФНС, поэтому достаточно только правильно заполнить специальное заявление по форме Р14001, на основании которого вносятся в ЕГРЮЛ изменения о деятельности компании;
  • не требуется тратить много денег на услуги специалистов, которые занимаются разработкой уникальных и индивидуальных уставов;
  • все больше компаний положительно относятся к фирмам, применяющим типовую учредительную документацию, поэтому редко встречаются проблемы с контрагентами.

Поэтому применение типового документа становится все более востребованным среди многих предпринимателей, планирующих открытие своего предприятия или руководящих уже существующими компаниями.

Как уведомлять контрагентов и кредиторов?

Нередко возникает ситуация, когда другие компании, планирующие сотрудничество с предприятием, требуют предъявления устава. Наиболее часто это необходимо контрагентам, кредиторам, аудиторам и суду. Но при этом устав располагается на сайте ФНС, поэтому его невозможно передать другим компаниям.

При таких условиях достаточно только составлять письменное уведомление, содержащее информацию о том, что компания работает по типовому документу. В такой ситуации заинтересованные лица сами могут обратиться к официальному сайту ФНС, чтобы получить нужные сведения. Дополнительно данные о том, что конкретная организация применяет типовой устав, содержится в ЕГРЮЛ.

Какие изменения могут вноситься?

Даже при использовании типовой документации нередко требуется корректировать в ней сведения. Наиболее часто это требуется для корректировки информации:

  • изменение наименования компании;
  • внесение корректировок в юридический адрес предприятия;
  • увеличение или снижение уставного капитала;
  • добавление кодов ОКВЭД, так как планируется работа фирмы в другом направлении деятельности.

Первоначально учредители должны принять решение о том, что требуются изменения в устав ООО. Образец такого решения располагается ниже.

Как внести изменения?

Для этого требуется составить специальное заявление по форме Р14001. Для внесения изменений в устав ООО не нужно осуществлять государственную регистрацию, поэтому достаточно только составить данное заявление, после чего оно передается в ФНС. Образец данного документа находится ниже.

Наиболее часто требуется в уставе ООО смена адреса, а за счет легкости внесения изменений в ЕГРЮЛ, данный процесс может выполняться в любое время.

Как правильно составить заявление на изменение устава?

Если требуется внести изменения в данную документацию, то для этого достаточно только правильно заполнить заявление по форме Р14001. Оно предназначается для того, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ о конкретной компании. При его формировании надо ориентироваться на ранее принятое учредителями решение.

В процессе составления документа надо учитывать некоторые рекомендации:

  • не требуется формировать такое заявление, если меняются данные паспорта или места жительства учредителей;
  • допускается, чтобы передачей документа занимался представитель, имеющий нотариально заверенную доверенность;
  • вписываются все изменения, которые требуется зарегистрировать в ЕГРЮЛ;
  • обязательно должны иметься сведения обо всех участниках имеющейся компании;
  • дополнительно вносятся данные о том, по какой причине требуется изменить информацию, содержащуюся в ЕГРЮЛ;
  • указываются данные о том, какими долями в уставном капитале обладают все учредители предприятия;
  • если участником является иностранная компания, то обязательно вписываются сведения о ней;
  • дополнительно вносятся данные о том, что владельцами долей являются физлица или компании, а также люди, получившие имущество по наследству;
  • указываются контактные данные всех учредителей.

Составить этот документ достаточно просто, поэтому внесение изменений считается намного более простым и быстрым процессом по сравнению с регистрацией корректировок при использовании традиционного устава.

Как оповещаются контрагенты об изменениях в уставе?

Если вносятся значительные корректировки в учредительную документацию, то об этом должны оповещаться определенные контрагенты. К ним относятся:

  • кредиторы, представленные обычно банковскими учреждениями;
  • судьи, если в отношении компании открыты какие-либо судебные разбирательства;
  • государственные фонды;
  • партнеры организации, которые должны быть уверены в том, что в уставе их контрагента содержатся актуальные данные;
  • банки, в которых у предприятия имеются открытые расчетные счета.

Для оповещения используется стандартное уведомление в письменном виде. В нем надо указать, когда именно были внесены корректировки, а также прописывается, какие изменения были приняты. Передавать данную документацию можно лично представителем организации при посещении разных фондов или компаний, но наиболее часто предприятия пользуются отправкой документа почтой.

Заключение

Таким образом, типовые уставы ООО были введены относительно недавно, но быстро стали востребованными, поэтому применяются повсеместно. Их использование обладает многими неоспоримыми плюсами. Они представлены в нескольких вариантах, а выбор конкретного вида зависит от того, какое количество участников имеется в компании.

Изменения в уставную документацию при использовании типовых форм вносятся быстро и просто, для чего надо только писать заявление в ФНС по форме Р14001, поэтому не требуется регистрировать все эти корректировки. Поэтому не возникает сложностей с изменением адреса компании или других данных, но об этом должны оповещаться разные контрагенты.

Комментарии